Надлежащим способом защиты прав арендодателя, не подписывавшего договор (дополнительное соглашение), является его требование к лицу, за которым зарегистрировано право аренды, о признании отсутствующим права аренды.
На это обратила внимание объединенная палата Кассационного гражданского суда, отменяя постановление апелляционного суда и оставляя в силе решение суда первой инстанции по делу №144/1440/22, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу лицо обратилось с иском к фермерскому хозяйству об устранении препятствий в пользовании и распоряжении земельными участками путем обязательства их вернуть, учитывая тот факт, что истец не подписывала договора, то есть ее волеизъявление на их заключение отсутствовало.
Суд первой инстанции в иске отказал. Апелляционный суд это решение отменил, иск удовлетворил.
Дело было передано на рассмотрение ОП КГС. Ведь Большая палата ВС заключила, что надлежащим способом защиты прав арендодателя, считающего, что зарегистрированное право аренды отсутствует, является его требование о признании отсутствующим права аренды (см. постановление БП ВС от 29.11.2023 по делу №513/879/19). Однако позже коллегия судей КГС в постановлении от 4.12.2024 по делу №130/8/23 сформулировала другой подход, отметив, что способом защиты, обеспечивающим реальное восстановление нарушенного права в случае регистрации незаключенного между сторонами договора аренды, является устранение препятствий в осуществлении права пользования и распоряжения имуществом.
ОП КГС отметила, что по своей сути такой способ защиты как признание права может применяться только тогда, когда субъективное гражданское право возникло и если это право нарушается (оспаривается или не признается) другим лицом (см., в частности, постановление КГС от 21.09.2022 по делу №127/23627/20, постановление ОП КГС от 5.12.2022 по делу №233/4580/20).
В постановлении БП ВС от 26.10.2022 по делу №227/3760/19-ц указано, что: «заключенной является такая сделка (договор), по которой сторонами в надлежащей форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям. В случае же если стороны такого согласия не достигли, такой договор является незаключенным, то есть несостоявшимся, а приведенные в нем условия не являются регулирующими спорные отношения».
Поэтому надлежащим способом защиты прав арендодателя, считающего, что зарегистрированное право аренды отсутствует, является его требование к лицу, за которым оно зарегистрировано, о признании отсутствующим права аренды. В соответствии с п.9 ч.1 ст.27 закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений» №1952-IV, судебное решение об удовлетворении такого требования является основанием для внесения в Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество сведений о прекращении права аренды ответчика (см. постановление БП ВС от 29.11.2023 по делу №513/879/19).

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
На последствия отсутствия регистрации прав на участок, полученный в наследство, указал ВС
04.08.2025
Наличие договорных правоотношений делает невозможным возврат земли по негаторному иску — БП ВС
04.08.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!