Полномочия возобновить завершенное досудебное расследование наданы только стороне обвинения, принимающей решение исходя из оценки различных факторов, включая необходимость как эффективного отстаивания своей позиции в суде, так и соблюдения установленных законом сроков.
Такую позицию высказала коллегия Кассационного уголовного суда, передавая на рассмотрение первой судебной палаты КУС дело №753/7396/23, информирует «Закон и Бизнес».
В соответствующем определении предлагается отступить от заключения, изложенного в постановлении КУС от 8.12.2022 по делу №129/2663/21. В нем указано, что «определение следственного судьи об обязательстве следователя провести соответствующие следственные действия не возобновляет досудебное расследование». Кроме того, указано, что «срок досудебного расследования в данном случае необходимо отчислять именно с момента вынесения определения следственного судьи».
По этому делу местный суд закрыл уголовное производство по обвинению лица в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.307 УК, на основании п.10 ч.1 ст.284 УПК.
За 8 дней до окончания срока досудебного расследования, стороне защиты уведомлено о завершении досудебного расследования и открыты его материалы. В тот же день сторона защиты обжаловала к следственному судье бездействие следователя, не допросившего подозреваемого.
Следственный судья постановил определение, которым обязал орган досудебного расследования рассмотреть ходатайство стороны защиты о допросе подозреваемого в порядке ст.220 УПК. Но следователь отказал в ходатайстве, и в этот же день этот отказ обжалован следственному судье.
По постановлению следователя отменено это постановление и обязано следователя провести допрос подозреваемого. 4 мая 2023 года сторона защиты ознакомилась с материалами досудебного расследования и 5 мая этого же года обвинительный акт был передан в суд.
Суд первой инстанции, опираясь на постановление по делу №129/2663/21, пришел к выводу, что определением следственного судьи от 14.03.2023 было восстановлено течение срока досудебного расследования, который, таким образом, закончился 21.03.2023. Следовательно, обвинительный акт 4.05.2023 направлен в суд вне этого срока, с чем согласился апелляционный суд.
В кассационной жалобе прокурор утверждает, что определение следственного судьи не возобновляет досудебное расследование и заключение суда первой инстанции противоречит требованиям УПК; рассмотрение ходатайства защиты не является следственным действием; в определениях следственного судьи не указано о возобновлении досудебного расследования.
Поэтому коллегия КУС передала дело №753/7396/23 на рассмотрение первой судебной палаты КУС, считая, что есть основания для отступления от правовой позиции, высказанной по делу №129/2663/21.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Может ли прокурор обжаловать определение залога как альтернативы содержанию под стражей — ВС
23.09.2025
Невозможность подать апелляцию, чтобы вернуть изъятые вещдоки, оценит КС — представление Пленума ВС
12.09.2025
Допустимость доказательств, назначение наказания и право прокурора на апелляцию - обзор КУС
27.08.2025
Будет ли видеозапись надлежащим доказательством вручения лицу уведомления о подозрении — ВС
25.08.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!