Согласование в мировом соглашении поэтапного погашения всего объема заявленной истцом задолженности с использованием фактической рассрочки ее погашения на срок, превышающий один год, не является нарушением ст.192 ХПК.
К такому выводу пришла объединенная палата Кассационного хозяйственного суда, оставив по-прежнему определение суда апелляционной инстанции об утверждении мирового соглашения и закрыв производство по делу №917/141/24, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу был заявлен иск о взыскании задолженности (3% годовых, инфляционных потерь) по договору о долевом участии (взносе) заказчика в создании и развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры населенного пункта.
Местный хозяйственный суд иск удовлетворил. Суд апелляционной инстанции по ходатайствам истца и ответчика утвердил мировое соглашение, которым фактически рассрочена уплата долга и судебного сбора с установлением графика платежей в три года. В нем указано, что после выполнения мирового соглашения каждая из сторон теряет право требовать от другой стороны уплаты любых других денежных сумм; признал недействительным решение суда первой инстанции и закрыл производство по делу.
На рассмотрение ОП КХС был вынесен вопрос о соотношении институтов рассрочки (отсрочки) исполнения судебного решения (ст.331 ХПК) и мирового соглашения (ст.192 ХПК) в разрезе возможности установить мировым соглашением срок исполнения обязательства больший, чем годовой срок рассрочки (отсрочки) исполнения судебного решения, установленный ч.5 ст.331 ХПК.
ОП КХС пришла к выводу, что возможность установления графика платежей, в том числе за пределами годового срока, не запрещена ХПК как условие для утверждения мирового соглашения и является выявлением взаимосогласованной воли сторон на основании взаимных уступок, исходя из их интересов. Поэтому ошибочным является отождествление согласования сторонами мирового соглашения условия о рассрочке платежей (ст.192 ХПК) и рассрочке исполнения судебного решения, вступившего в законную силу (ст.331 ХПК).
Учитывая это, ОП КХС отступила от правового заключения, изложенного в постановлении ВС от 5.02.2025 по делу №917/1291/23, о том, что мировое соглашение, предусматривающее условия поэтапного погашения задолженности, не может подменять собой судебное решение (определение) о рассрочке исполнения решения суда.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!