Положения КзПБ не ограничивает права кредитора на обращение с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве в связи с его корпоративными (бенефициарными) связями с должником. Однако суд не место «бесцеремонной процессуальной игры».
На это обратил внимание Кассационный хозяйственный суд, отменяя решения судов предыдущих инстанций по делу №924/232/22, сообщает «Закон и Бизнес».
Предметом судебного разбирательства по этому делу стали требования кредитора об открытии производства по делу о банкротстве ПАО «Проскурив».
Определением хозяйственного суда, в частности, открыто производство по делу о банкротстве. Апелляционный хозсуд отменил это решение суда отказал в удовлетворении ходатайства ПАО о закрытии апелляционного производства и направил дело в хозсуд на стадию подготовительного заседания.
В свою очередь КХС отметил, что положения КзПБ не содержат ограничения права кредитора на обращение в суд с заявлением об открытии производства по делу о банкротстве в связи с его корпоративными (бенефициарными) связями с должником. Однако установленные по этому делу обстоятельства и совокупность процессуальных действий участников производства показали, что ЧАО, обращаясь в суд с заявлением об открытии производства, не руководствовалось целью эффективной защиты собственных нарушенных прав и законных интересов.
Суды должны были ex officio правильно квалифицировать требования ЧАО и признать подачу такого заявления злоупотреблением правом, применив соответствующие последствия — оставление заявления без рассмотрения в соответствии с ч.3 ст.43 ХПК.
Кроме этого дела, в обзор практики КХС за июнь 2025 года включен ряд других правовых выводов. В частности, в постановлениях по делам о банкротстве сформулированы правовые выводы об:
определении начала течения исковой давности к требованиям об истребовании должником в рамках производства по делу о банкротстве имущества, отчужденного в процедурах банкротства;
порядке замены кредитора по делу о банкротстве правопреемником.
В постановлениях по делам по корпоративным спорам, корпоративным правам и ценным бумагам изложены выводы относительно:
надлежащего и эффективного способа защиты нарушенного права лица, исключенного из состава участников ООО, если после его исключения изменился размер уставного капитала и состав участников;
признания прекращенными трудовых отношений между директором общества и обществом на основании заявления об увольнении по собственному желанию (ст.38 КЗоТ);
надлежащего ответчика в споре о взыскании имущественного вреда, связанного с изъятием имущества, переданного в уставный капитал ООО.
В постановлениях по делам о земельных отношениях и праве собственности сформулированы правовые выводы о:
правоустанавливающих документах на использование водного объекта с целью ведения аквакультуры;
надлежащности и эффективности заявленного прокурором требования о возврате недвижимого имущества территориальной общине как требования о применении последствий недействительности этой сделки (реституции).

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!