«Комиссия по контролю файлов Интерпола – ключ к защите прав в международном розыске»
Международный розыск и красные уведомления Интерпола часто становятся темой обсуждения в СМИ, однако деятельность Комиссии по контролю файлов, которая играет ключевую роль в защите прав разыскиваемых лиц, остается малоизвестной даже для юристов. Как работает эта комиссия, какие дела она рассматривает и насколько сложно обжаловать красное уведомление — об этом «ЗиБ» узнал во время разговора с адвокатом, заслуженным юристом Украины Владимиром БОГАТЫРЕМ.
«У Интерпола уже есть механизмы, которые помогают предотвратить злоупотребления»
— Владимир Викторович, украинские медиа время от времени упоминают красные уведомления Интерпола, когда пишут о громких уголовных делах и розыске скрывающихся от правосудия преступников. Какова роль Интерпола в глобальной системе безопасности, какие у него есть полномочия для борьбы с преступностью?
— Генсек Интерпола Юрген Шток на своем недавнем выступлении на 79-й сессии Генеральной ассамблеи ООН сказал: «Как всемирная полицейская организация, Интерпол признает решающую роль правоохранительных органов в обеспечении безопасности и процветания общин во всем мире. Ни одна страна и ни одна организация не может действовать самостоятельно». И с этими словами сложно не согласиться.
Особое внимание обращу на статью 2 устава организации, которая называет ее целями обеспечение и поддержку широчайшей взаимной помощи между всеми органами криминальной полиции в рамках законодательства разных стран и в духе Всеобщей декларации прав человека, а также создание и развитие всех институтов, которые могут эффективно способствовать предупреждению и прекращению общеуголовных преступлений.
Существуют определенные стереотипы по поводу полномочий и функций международной полицейской организации, которые частично сформированы благодаря кинематографу. Поэтому Интерпол регулярно проводит просветительские кампании. Недавно в социальных сетях был проведен опрос и подписчики могли узнать ответы на популярные вопросы.
Интерпол, действительно, воспринимают как некую глобальную полицейскую организацию, которая может сама арестовывать людей, направлять агентов на задачи под прикрытием. На самом же деле у организации нет собственных следователей или оперативных работников, и она не может проводить расследование или задерживать людей. Эта международная организация только обеспечивает сотрудничество между правоохранительными органами разных стран. Она не подменяет национальную полицию, а предоставляет глобальную платформу для сотрудничества. Главная миссия Интерпола — способствовать международной координации в борьбе с общеуголовными преступлениями через обмен информацией. Интерпол, можно сказать, является своеобразным коммуникационным хабом, обеспечивающим быстрый обмен данными между странами-членами.
Действительно, одним из самых популярных механизмов Интерпола являются красные уведомления или Red Notices. Они не являются международным ордером на арест, как их часто ошибочно называют. Это скорее запрос на установление места нахождения лица с целью ареста и последующей экстрадиции или передачи в другую страну. Каждое государство самостоятельно решает, выполнять ли запрос на арест, учитывая свое законодательство и международные обязательства.
При этом Интерпол всегда придерживается принципа нейтралитета. Это означает, что он не вмешивается в политические, военные, религиозные или расовые конфликты. Например, красное уведомление не может быть использовано для политических преследований. И если есть подозрение, что запрос носит такой характер, его должны отклонить.
— Но ведь такие запросы наверняка поступают? Какие у Интерпола есть механизмы, чтобы предотвратить политическое преследование или прекратить злоупотребление?
— Да, такие запросы действительно случаются. Потому что Интерпол сотрудничает со странами с разными политическими режимами и правовыми системами. И риск того, что некоторые государства попытаются использовать красное уведомление для политического давления или преследования оппонентов, существует всегда.
Недавно мне выпала честь лично пообщаться с представителями организации в рамках встречи, организованной Международной ассоциацией юристов (International Bar Association, – Прим. ред.). Тема как раз была посвящена деятельности Интерпола и верховенству права. Участники выражали свою обеспокоенность злоупотреблениями системой Интерпола авторитарными государствами с целью давления на диссидентов и политических оппонентов. В последнее время даже были внесены изменения в процесс снятия с розыска Интерпола. Однако вопрос о результативности проводимых реформ остался открытым, поскольку злоупотребления имеют место и в настоящее время. Следовательно, работа будет продолжена.
В то же время у Интерпола уже есть механизмы, которые помогают предотвратить злоупотребления.
Так, для упреждения политических преследований есть несколько вариантов проверки. Каждый запрос проходит предварительный анализ специальной рабочей группой, состоящей из юристов и других экспертов. Они тщательно проверяют запрос на предмет соответствия Уставу Интерпола, в частности, не является ли запрос политически мотивированным. При этом во внимание берутся и международные стандарты прав человека.
Кроме того, в случае, если позже поступает новая информация или появляются сомнения в законности красного уведомления, существует возможность его пересмотра Комиссией по контролю файлов. Эта комиссия может аннулировать красное уведомление, если оно нарушает правила Интерпола или основные права человека.
Еще один важный момент у Интерпола уже есть механизмы, которые помогают предотвратить злоупотребления возможность обжалования. Лицо, считающее, что его преследуют по политическим мотивам, может само обратиться в Комиссию по контролю файлов с просьбой пересмотреть дело. И такие обращения нередко приводят к отмене уведомлений.
«Комиссия Интерпола — это орган, остающийся в тени медийного внимания»
— Логично, что материалы должны проверяться перед принятием решения. Но и ошибки исключать нельзя! По крайней мере, СМИ не часто упоминают о комиссии по контролю файлов. Расскажите о ее полномочиях и работе.
— Вы правы. Это орган, остающийся в тени медийного внимания. Хотя его роль очень важна для защиты прав попавших в розыск лиц. Можно даже сказать, что Комиссия по контролю файлов Интерпола является ключом к защите прав в международном розыске.
Комиссия действует как независимый орган в структуре Интерпола, и ее основная задача — проверка того, что все хранящиеся в базах данные обрабатываются в соответствии с Уставом и международными правовыми нормами. На практике это означает, что Комиссия следит за тем, чтобы все было законно при обработке информации, в том числе в отношении лиц, в отношении которых выставляются красные уведомления.
В структуру этого органа входят наблюдательная палата и палата запросов. Последняя, как вы поняли из названия, как раз и рассматривает запросы: доступ к данным, исправление или удаление информации из баз.
В наблюдательную палату входит три, а в палату запросов — 5 членов комиссии. При этом два из них являются членами обеих палат. На встрече IBA, о которой я упоминал, представитель комиссии рассказала, что 10 юристов этого органа прорабатывают ежемесячно от 200 до 250 заявлений на доступ к информации о розыске лиц.
Такая нагрузка связана с хроническим недофинансированием со стороны стран-участниц. Бюджеты Интерпола и комиссии — сравнительно небольшие, и в последние годы наблюдается общая тенденция по неуплате почти половины уставных взносов. А количество хранящихся в базах записей стремительно растет.
— Вернемся к механизмам противодействия злоупотреблениям. Что делать человеку, когда его данные попали в базы Интерпола?
— Если кто-то считает, что его данные были внесены в систему ошибочно или с нарушением прав, он может подать ходатайство, и комиссия решит, оставить эти данные или удалить их.
Комиссия собирается на заседание около 4 раз в год. Хотя в редких случаях решения могут приниматься и между заседаниями. Например, если речь идет о запросе доступа к данным, решение обычно принимается в течение четырех месяцев. Когда же просят об исправлении или удалении данных, этот процесс может занять до девяти месяцев и более. Отдельный порядок также существует в отношении лиц, находящихся под международной защитой или получивших политическое убежище.
Впрочем, комиссия может принимать и временные меры. К примеру, в случае подачи ходатайства она может временно заблокировать доступ к информации о лице в базе Интерпола до принятия окончательного решения.
Также существует возможность подать превентивное ходатайство. Это когда человек еще не внесен в базу Интерпола, но имеет основания опасаться, что это может произойти в будущем. В таких случаях Комиссия также рассматривает дело и предотвращает возможные нарушения.
— Если работа комиссии так важна, где можно ознакомиться с ее решениями по конкретным делам, они вообще публикуются?
— Решения комиссии действительно публикуются, но есть несколько важных нюансов. Они обнародуются в анонимизированной форме, то есть без упоминания имен или других деталей, которые могли бы позволить идентифицировать лиц, чьи данные обрабатываются в базе Интерпола. Разумеется, это для защиты персональных данных и соблюдения конфиденциальности.
Решения размещаются на официальном сайте Интерпола. И это дает юристам и заинтересованным сторонам возможность знакомиться с практикой, при этом риск вмешательства в конфиденциальность сведен к минимуму. В решениях отражаются ключевые правовые вопросы, которые рассматривала комиссия, и основания ее решения. Это могут быть дела, касающиеся исправления или удаления данных, запросы на доступ к информации или вопросы, связанные с политическими преследованиями.
Несмотря на то, что сами решения анонимны, они все равно являются бесценным источником информации, поскольку позволяют понять подходы, которыми руководствуется комиссия при принятии решений. Для юристов это также важный ориентир по поводу ходатайства в комиссию и какие аргументы могут быть убедительными.
—Можете привести конкретные примеры?
— Давайте расскажу про только что опубликованные. Так, в решении №2024-01 были раскрыты некоторые нюансы международных семейных споров. В частности, оценивалась действительность сообщений о местонахождении ребенка (здесь должен пояснить, что для помощи в поиске пропавших без вести, в частности детей, или идентификации тех, кто не может себя назвать, выставляется так называемое желтое уведомление). Было установлено, что даже в случае, когда известно местонахождение, желтое уведомление может оставаться действительным, если существует риск дальнейших международных путешествий.
В другом решении №2024-02 комиссия приказала частично удалить данные из баз Интерпола из-за неспособности национального центрального бюро ответить на конкретные вопросы, поставленные заявителем. Это подчеркивает важность сотрудничества каждого из НЦБ для поддержания целостности данных Интерпола, особенно в условиях растущего количества политически мотивированных уголовных преследований в постсоветских странах.
В этом контексте также интересно решение №2024-03, содержащее детальный обзор подхода комиссии к претензиям о политической мотивации и злоупотреблении каналами Интерпола. Дело включало заявление об удалении данных, связанных с записью об аннулированном паспорте в базе данных о украденных и утерянных документах.
Между тем сегодня существуют определенные проблемы в обжаловании данных об угнанных транспортных средствах. В частности, решение №2024-05 стало тому подтверждением. Оно засвидетельствовало сложность обжалования записей в базе данных Интерпола относительно похищенных автомобилей. Даже если транспортное средство было приобретено добросовестным приобретателем, комиссия отдает предпочтение материалам расследования и доказательствам, полученным от национальных бюро.
Как видите, комиссия не только следит за законностью внесения данных в базу Интерпола, но и активно защищает права лиц, если есть основания полагать, что розыск нарушает их права.
Впрочем, рядовому юристу на самом деле будет достаточно трудно составить целостное представление о практике комиссии, поскольку они публикуются в незначительном количестве, если сравнивать с объемом рассматриваемых дел. Именно поэтому адвокаты, практикующие в этой сфере, находят любые возможности, чтобы лично пообщаться с членами комиссии.
«Неверные шаги могут повлиять на успешное обжалование»
— В связи с этим следующий вопрос, а насколько сложен процесс обжалования решения Интерпола?
— Если мы говорим о красных уведомлениях, то процесс их обжалования достаточно сложен и, безусловно, требует тщательной подготовки. Необходимо не только предоставить доказательства ошибочности или неправомерности действий, но и соблюсти существующие процедурные требования.
Так, во время обращения в комиссию бремя доказывания всегда возлагается на заявителя, который должен предоставить конкретные, индивидуализированные доказательства политической мотивации или злоупотребления каналами Интерпола. Общие отчеты или заявления без конкретных подтверждающих документов вряд ли будут иметь успех.
Само же ходатайство должно отвечать критериям приемлемости. Необходимо предоставить подробную аргументацию относительно того, почему красное уведомление или другая информация о лице должны быть удалены или исправлены. Это может быть связано, например, с тем, что дело является политически мотивированным или что информация, предоставленная Интерполу, содержит разного рода ошибки.
Часто важно предоставить конкретные доказательства или документы, подтверждающие вашу позицию. Например, если речь идет о политическом преследовании, целесообразно привести факты, указывающие на политический контекст дела. К сожалению, Украина, как и большинство постсоветских стран, является одним из лидеров по нарушению правил международного розыска по каналам Интерпол.
Еще один аспект, который необходимо учитывать — это время рассмотрения жалоб. Даже если жалоба принимается к рассмотрению, процесс может занять достаточно долго. Впрочем, в зависимости от особенностей дела, могут быть применены временные меры, например, блокирование доступа к информации в базе Интерпола, пока идет рассмотрение.
— Понятно, что без профессиональной юридической помощи здесь не обойтись. Что бы вы напоследок посоветовали тем, кто может столкнуться с проблемами международного розыска?
— Как и в любом другом деле, здесь необходима настойчивость и профессиональная подготовка. Неверные шаги могут повлиять на успешное обжалование красного уведомления или других записей. Поэтому лучше обращаться к профессиональным юристам, специализирующимся на представительстве в Интерполе и Европоле. При этом действовать необходимо быстро, поскольку каждый день промедлений может привести к лишению свободы заявителя.
Владимир Богатырь: «У Интерпола уже есть механизмы, которые помогают предотвратить злоупотребления».
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!