Степень общественной опасности коррупционных правонарушений касается всех аспектов государственного управления, что одинаково недопустимо в деятельности должностных лиц всех ветвей власти, а не только судей.
Это подчеркнула Высшая рада правосудия в консультативном заключении по законопроектам, которыми предусмотрено усилить ответственность за коррупционные уголовные правонарушения в сфере правосудия, информирует «Закон и Бизнес».
Как сообщал «ЗиБ», авторы инициативы (проекты №№9438, 9438-1) убеждены, что такие законодательные изменения позволят предотвратить совершение коррупционных правонарушений в будущем, а также обеспечит справедливую меру наказания для нарушителей — лишение свободы на срок от 10 до 15 лет. с конфискацией.
В консультативном заключении ВРП акцентировала внимание на том, что усиление уголовной ответственности должно касаться всех сфер, поскольку коррупция как проявление системного явления требует системного противодействия. Поэтому проекты нуждаются в существенной доработке.
В частности, Рада обратила внимание, что предлагаемые новые санкции предусматривают наиболее строгую уголовную ответственность за коррупционные уголовные правонарушения в сфере правосудия по сравнению с санкциями статей за аналогичные преступления в других областях.
По ее мнению, такой подход противоречит установленному УК принципу, согласно которому при назначении наказания суд должен учесть степень тяжести совершенного преступления, личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.
Кроме того, не все уголовные правонарушения, ответственность за которые проектом предлагается вынести в новый раздел УК, являются коррупционными. К примеру, подкуп свидетеля не содержит всех признаков коррупции, определенных законом «О предотвращении коррупции».
Также ВРП отмечает, что проект №9438 выводит в самостоятельный раздел уголовные правонарушения в сфере правосудия. В то же время стст.1311 и 1312 Конституции к системе правосудия отнесены не только суды, но и прокуратура и адвокатура. Однако авторы не предлагают ужесточить уголовную ответственность за подкуп прокурора или адвоката.
Относительно квалифицирующего признака «совершения действий во время действия военного положения», ВРП отметила, что целесообразнее системно решить указанную проблему путем принятия отдельного нормативно-правового акта, унифицирующего использование в статьях УК соответствующего квалифицирующего признака для дифференциации уголовной ответственности.

Нажмите на изображение, чтобы подписаться на телеграмм-канал «ЗиБ» и узнать больше о новостях судебной системы.
Материалы по теме
Чиновника Минюста задержали на взятке
03.10.2025
Кто не может стать лоббистом
03.10.2025
Директор КП забыл задекларировать 12,8 млн
23.09.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!