Ограничения, предусмотренные ст.77 УПК, не распространяются на оперативного работника, проводящего следственные (розыскные) действия или НСРД, поэтому эти НСРД могли быть проведены им после его допроса в качестве свидетеля.
К такому выводу пришла объединенная палата Кассационного уголовного суда, отменяя определение суда апелляционной инстанции по делу №373/2562/15-к, информирует «Закон и Бизнес».
ОП КУС отметила, что даже при выполнении поручений следователя, прокурора сотрудник оперативного подразделения не приобретает статус следователя, он только «пользуется полномочиями» последнего (ч.2 ст.41 УПК). Следовательно, отсутствие сотрудника оперативного подразделения, действующего в рамках досудебного расследования по письменному поручению прокурора, следователя, в перечне субъектов, закрепленных в п.2 ч.1 ст.77 УПК, вполне логично.
Также ОП отметила, что, учитывая особенности процессуального статуса сотрудника оперативного подразделения, определенные ч.2 ст.41 УПК, он лишен процессуальной возможности обратиться к следственному судье с заявлением о самоотводе. УПК не предусмотрена и процессуальная возможность реализовать право на отвод сотрудника оперативного подразделения со стороны участников уголовного производства.
Исходя из этого, ОП КУС констатировала, что суд первой инстанции, с выводами которого согласился апелляционный суд, пришел к неправильному выводу о признании указанных протоколов по результатам НСРД и других доказательств недопустимыми на основании ст.77 УПК.
Также в обзор практики палат и объединенной палаты КУС за 2022 год вошли ряд других правовых позиций. Они касались, в частности, следующих вопросов:
является ли причинение существенного вреда обязательным признаком состава уголовного правонарушения, предусмотренного ст.426 «Бездеяльность военной власти» УК, совершенного в любой из форм, предусмотренных в диспозиции данной статьи;
обязательности изложения апелляционных и кассационных жалоб на государственном языке и процессуальных последствий подачи таких жалоб на иностранном языке;
необходимости учета в срок досудебного расследования времени со дня направления или непосредственного вручения стороне защиты уведомления о завершении досудебного расследования в порядке, определенном ст.290 УПК, и открытии материалов производства для ознакомления до момента окончания ознакомления этой стороны с материалами досудебного расследования.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Может ли прокурор обжаловать определение залога как альтернативы содержанию под стражей — ВС
23.09.2025
Невозможность подать апелляцию, чтобы вернуть изъятые вещдоки, оценит КС — представление Пленума ВС
12.09.2025
Допустимость доказательств, назначение наказания и право прокурора на апелляцию - обзор КУС
27.08.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!