Спор о правомерности налоговых уведомлений-решений контролирующего органа о начислении денежного обязательства после использования процедуры админобжалования объективно не может существовать в течение 1095 дней, поскольку такая продолжительность нарушает принцип правовой определенности.
К такому выводу пришел КАС ВС по делу № 500/2486/19, передает «Закон и Бизнес».
7 октября 2020 г. Верховный Суд в составе коллегии судей Кассационного административного суда передал в палату для рассмотрения дел по налогам, сборам и других обязательных платежей КАС ВС дело по иску физического лица - предпринимателя в Главное управление Государственной налоговой службы, в котором истец просил признать противоправными и отменить решение о налоговых уведомлениях-решениях, которыми увеличена сумма денежного обязательства по платежу и применены штрафные санкции.
Суды первой и апелляционной инстанций оставили исковое заявление без рассмотрения, мотивируя тем, что истец пропустил срок обращения в суд и не представил уважительных причин пропуска.
При рассмотрении кассационной жалобы ФЛП, которая обжаловала решение судов предыдущих инстанций, коллегия судей КАС ВС определила, что спорным в этом деле являются, в частности, вопросы соблюдения истцом срока обращения в суд с иском о признании противоправными и отмене налоговых уведомлений-решений после проведения процедуры административного обжалования и получения решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Верховный Суд уже рассматривал данный вопрос, и в постановлении от 3 апреля 2020 по делу № 2540/2576/18 выразил правовую позицию, что разница природы решений контролирующего органа (о начислении денежных обязательств или других решений) влияет и обусловливает разницу в подходах по установлению сроков обращения в суд об их обжаловании. При таких обстоятельствах срок для обращения налогоплательщика с иском в административный суд составляет 1095 дней и исчисляется со дня получения налогоплательщиком решения, обжаловано.
Коллегия судей считает необходимым отступить от указанного заключения Верховного Суда учитывая такое.
Процессуальная природа и назначение сроков обращения в суд вызывают при решении вопроса их применения к спорным правоотношениям необходимость обращать внимание не только на определенные в нормативных предписаниях соответствующих статей общие темпоральные характеристики условий реализации права на судебную защиту - срок обращения и момент расчета его начала, но и на природу спорных правоотношений, по поводу защиты прав, свобод и интересов в которых лицо обращается в суд.
Нормами Налогового кодекса Украины определен специальный срок для обжалования в суде налогового уведомления-решения или иного решения контролирующего органа о начислении денежного обязательства в случае, если проводилась процедура административного обжалования. Такой срок составляет один месяц со дня окончания процедуры административного обжалования (ст. 56 НК Украины).
Кроме того, спор о правомерности налоговых уведомлений-решений и/или других решений контролирующего органа о начислении денежного обязательства после использования процедуры административного обжалования объективно не может существовать в течение 1095 дней, поскольку такая продолжительность нарушает принцип правовой определенности как одного из основных элементов верховенства права, а также не обеспечивает достижения целей и задач функционирования налоговой системы.
Согласно ч. 1 ст. 346 КАС Украины суд, рассматривающий дело в кассационном порядке в составе коллегии судей, передает дело на рассмотрение палаты, в которую входит такая коллегия, если эта коллегия считает необходимым отступить от заключения по применению нормы права в подобных правоотношениях, изложенного в ранее принятом решении Верховного Суда в составе коллегии судей по этой самой палаты или в составе такой палаты.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!