Само по себе проживание лица в Украине в течение длительного времени и наличие жены и детей, являющихся гражданами Украины, не означает автоматически, что лицо абсолютно защищено от принудительного возвращения в страну происхождения.
Это отметил Кассационный административный суд, оставляя без изменений постановление апелляционной инстанции по делу №522/8660/23, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу истец — гражданин рф — обратился с иском к ГУ Государственной миграционной службы Украины в Одесской области, в котором просил признать противоправным и отменить решение о его принудительном возвращении в страну происхождения или третью страну.
Суд первой инстанции иск удовлетворил. Апелляционный суд это решение отменил, в иске отказал, отметив, что наличие устоявшихся социальных связей, в частности, рождение ребенка, женитьба и т.д., ни в коем случае не является основанием для пренебрежения требованиями действующего законодательства, которое регулирует легальность пребывания иностранца на территории Украины и не подменяет собой законодательно-определенную процедуру получения разрешительных документов.
С таким выводом согласился и КАС, указав на отсутствие факта добросовестности в действиях истца о продлении срока для подачи документов на продление временного вида на жительство в Украине, учитывая, что переписка с ГМСУ истцом совершена в январе 2020 года, и почти в течение 3 лет им не совершались действия по легализации своего пребывания на территории Украины.
Также КАС отметил, что желание иностранца или лица без гражданства сохранить свои семейные права и соблюдать права и законные интересы ребенка возлагает именно на это лицо обязанности по оформлению права на проживание (нахождение) в Украине. А при отсутствии волеизъявления и осуществления каких-либо действий такого лица с целью легализации на территории Украины (по меньшей мере обращение в миграционных органов по этому поводу), указанные права не могут быть реализованы путем неприменения государственными органами к этому лицу последствий незаконного пребывания в Украине вопреки действующему законодательству.
Также в обзор практики КАС о пребывании иностранцев и лиц без гражданства на территории Украины включен ряд других правовых выводов, которые сформированы Верховным Судом в постановлениях за 2022—2025 годы. В нем освещены позиции ВС, в частности о:
гарантиях правовой защиты комбатантов по истечении контракта;
критериях признания лица беженцем, лицом, нуждающимся в дополнительной или временной защите;
обязанностях миграционного органа оценивать риски при принятии решения об отказе в оформлении (выдаче) вида на временное проживание и принудительном возвращении лица в страну происхождения;
важности учета сроков, обстоятельств и фактов обоснованности опасений преследования лица, обращающегося в ГМСУ с заявлением о признании беженцем или лицом, нуждающимся в дополнительной защите.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Как расчитывать размер пособия военному, которому второй раз установлена инвалидность — ВС
03.10.2025
Обязан ли кандидат декларировать имущество членов семьи, о котором он неосведомлен — БП ВС
12.09.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!