В Академии адвокатуры презентовали научно-практический комментарий к Уголовному процессуальному кодексу
Пока практики усиленно штудируют новый УПК и готовятся по нему работать, нашлись ученые, которые уже успели не только досконально его изучить, но и поделиться своим видением с другими. Накануне Дня юриста в Академии адвокатуры презентовали первый научно-практический комментарийк кодексу.
Круче Конституции?
По признанию практикующих юристов, многие из них сейчас пребывают в состоянии некоторой растерянности: 19 ноября новый УПК вступает в силу, а как по нему жить, пока не совсем понятно. Ведь кодекс нужно не только прочитать и запомнить основные его положения, но и как-то переварить и осмыслить. С учетом количества революционных новелл это явно непросто.
Так что, несмотря на «свежесть» закона, необходимость создать комментарий к нему уже назрела. И разъяснения не заставили себя ждать: под редакцией профессоров Владлена Гончаренко и Николая Шумило вышел в свет научно-практический комментарий к УПК. В общей сложности над этим пособием работали 26 авторов.
В нем подробно разъясняются положения нового УПК с учетом норм Конституции, других законодательных актов, международно-правовых документов, решений Конституционного Суда, Европейского суда по правам человека, постановлений Пленума Верховного Суда и пленумов высших спе-циализированных судов. Главная сложность при подготовке комментария, по словам академика НАПрНУ, заведующего кафедрой ААУ В.Гончаренко, заключалась в том, что долгое время текст нового кодекса нигде официально не публиковали.
Маститый ученый рассыпался в похвалах новому УПК: «Ничего подобного этому кодексу за всю свою некороткую жизнь я еще не видел… Например, в нашей Конституции носителем власти является не народ, а неизвестно кто. А этот кодекс четко устанавливает, что носителем власти является честный, благородный юрист… В мире существуют две основные правовые системы — англосаксонская и континентальная. В этом кодексе они приближены настолько максимально, насколько это возможно и полезно. С одной стороны, мы не перешли в сторону прецедента, но в то же время уничтожили инквизиционное начало уголовного процесса. Чрезвычайно талантливый, гениальный подход», — отметил он.
«Более актуальной темы, чем применение нового УПК, сегодня нет, — подчеркнул и профессор кафедры Национального университета им. Т.Шевченко Н.Шумило. — Но самое главное — это обеспечить исполнение буквы и духа кодекса».
«Этот комментарий крайне необходим и станет первым и основным помощником для практиков», — в свою очередь отметил и автор одной из глав пособия заместитель председателя Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Станислав Мищенко.
Первый, но не последний?
Авторы комментария отметили гуманистический характер нового УПК, на первом месте в нем — защита прав человека. Если в старом кодексе все козыри были у обвинения, то теперь на первый план выходит защита, и даже малейшее сомнение в виновности человека должно трактоваться в его пользу. Важный тезис: человек может выйти из суда либо осужденным, либо оправданным, третьего не дано. Это становится возможным благодаря ликвидации института дополнительного расследования.
В.Гончаренко обратил особое внимание на то, как в кодексе реализуется принцип непосредственности. Раньше следователи при направлении обвинительного заключения и материалов дела в суд могли если и не фальсифицировать или подтасовывать доказательства, то во всяком случае игнорировать некоторые из них. Выстраивая собственную версию, они, как правило, направляли в суд только те материалы досудебного следствия, которые свидетельствовали в ее пользу. Все, что работало против их гипотезы, все, что могло сыграть на руку защите, попросту отбрасывалось. Например, если вину обвиняемого свидетель не подтверждал, его не вносили в список тех, кого нужно вызвать в суд, если проведенный обыск ничего не дал — можно было сделать вид, что никакого обыска не было вообще и т.д.
Теперь же все без исключения доказательства — независимо от того, в чью пользу они свидетельствуют, — должны быть приобщены к материалам дела. Они будут исследоваться непосредственно в суде, который и примет решение о виновности или невиновности человека. По словам В.Гончаренко, он доволен работой авторского коллектива, хотя в комментарии есть некоторые недостатки: «Возможно, не все авторы работали с полной отдачей. Возможно, недостаточно детально прописали какие-то моменты, возможно, не все варианты развития событий смоделировали, ведь комментарий требует моделирования всех, в том числе самых худших, ситуаций, которые могут быть на практике, — самокритично заметил В.Гончаренко и оптимистично заключил: — Но никто не мешает нам сделать второе издание... лучше, чем первое».
Кстати, С.Мищенко рассказал «ЗиБ», что аналогичный комментарий готовит и рабочая группа под руководством Василия Тация, Виктора Пшонки и Андрея Портнова. В работе над этим пособием принимают участие и судьи ВСС. В частности, они готовили главы, в которых говорится о судопроизводстве в судах первой и кассационной инстанций.
По словам С.Мищенко, сейчас судьи ВСС активно готовятся к вступлению в силу нового УПК и, по сути, друг для друга выполняют функцию «живого комментария».
«Фактически судьи нашего суда сейчас сели за парты — каждую среду на оперативном совещании один из нас докладывает определенную главу или раздел УПК, затем мы обсуждаем услышанное, расставляем акценты и на основании этого готовим информационные письма-разъяснения для судов первой и апелляционной инстанций, — рассказал зампредседателя ВСС. — Наши судьи регулярно принимают участие в круглых столах, семинарах на эту тему, готовят соответствующие лекции. Признаюсь, есть небольшое волнение перед вступлением в силу нового кодекса, но, думаю, мы делаем все возможное, чтобы УПК заработал так, как это было предусмотрено законодателем. И хотя задача по имплементации кодекса возложена на Академию судей, как видите, мы тоже ведем работу в данном направлении и подходим к этому серьезно и ответственно».
Авторы комментария отметили гуманистический характер нового кодекса.
Материалы по теме
Срок досудебного расследования должен исчисляться от даты подозрения, уведомленного первым
28.10.2025
Может ли прокурор обжаловать определение залога как альтернативы содержанию под стражей — ВС
23.09.2025
Невозможность подать апелляцию, чтобы вернуть изъятые вещдоки, оценит КС — представление Пленума ВС
12.09.2025


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!