В условиях нового статуса оклад помощника должен составлять не меньше половины оклада судьи
Несмотря на важность работы помощника судьи, его правовому статусу на законодательном уровне до принятия закона «О судоустройстве и статусе судей» должного внимания не уделялось. Права и обязанности в основном определялись типовой должностной инструкцией. После принятия реформенного акта ситуация изменилась. Однако не к лучшему.
Уполномоченный помогать
Статья 151 закона «О судоустройстве и статусе судей» закрепила на законодательном уровне правовой статус помощника судьи: «каждый судья суда общей юрисдикции может иметь помощника, правовой статус и условия деятельности которого определяются настоящим Законом и положением о помощнике судьи, которое утверждается Советом судей Украины. Помощником судьи может быть гражданин Украины, который имеет высшее юридическое образование и свободно владеет государственным языком. Помощники судей Верховного Суда должны также иметь стаж работы в области права не меньше трех лет. Помощники судей прикрепляются для кадрового и финансового обслуживания к аппарату соответствующего суда, на них распространяется действие Закона Украины «О государственной службе». Судьи самостоятельно осуществляют отбор помощников. Помощник судьи назначается на должность и освобождается от должности руководителем аппарата соответствующего суда по представлению судьи. Помощники судей по вопросам подготовки дел к рассмотрению подотчетны только соответствующему судье. Период пребывания в должности помощника судьи засчитывается в трудовой стаж по специальности такого помощника».
По действующему законодательству, помощник судьи не наделен полномочиями осуществлять правосудие. Согласно положению о помощнике судьи суда общей юрисдикции, утвержденному решением ССУ от 25.03.2011 №14, в его обязанности входит:
- подбор актов законодательства и материалов судебной практики, необходимых для рассмотрения конкретного судебного дела;
- участие в предварительной подготовке судебных дел к рассмотрению;
- подготовка по поручению судьи проектов запросов, писем, других материалов, связанных с рассмотрением конкретного дела, проектов судебных решений, других процессуальных документов, которые принимаются судьей или под председательством судьи, а также исполнительных документов;
- оформление копий судебных решений для направления сторонам в деле и другим лицам, принимающим участие в деле в соответствии с требованиями процессуального законодательства, контроль за своевременностью отправления этих копий;
- контроль за своевременным проведением экспертных исследований, своевременным выполнением органами внутренних дел постановлений судьи о принудительном приводе, а в случае неисполнения постановлений — подготовка проектов соответствующих напоминаний и т.п.
Убеждены: хотя иногда приходится слышать скептические комментарии по поводу важности работы помощника судьи, эта должность, несмотря ни на что, является не только важной, но и необходимой. Основная деятельность помощника судьи связана с изготовлением проектов судебных решений, а это значительно увеличивает производительность труда судьи. Кроме того, помощник часто работает как секретарь, а также выполняет другие поручения.
Отметим, что в США и некоторых странах ЕС помощник является персональным ассистентом судьи. Судья может выбирать себе помощника и предлагать ему работать вместе в случае смены места службы. В Польше в круг обязанностей помощников судей входит:
- подготовка проектов судебных решений и других документов;
- сбор информации, необходимой судье для рассмотрения дела;
- контроль за работой секретарей и т.п.
Помощник судьи является не персональным ассистентом, а работником аппарата суда, который помогает нескольким судьям.
В Дании помощник судьи в дальнейшем может занять должность судьи.
С правом только на… увольнение
В Украине после принятия закона и положения помощники судей оказались в крайне незавидном положении. Например, в случае прекращения полномочий судьи его помощник тоже увольняется с занимаемой должности.
Соглашаемся с мнением помощников судей Приднепровского районного суда г.Черкасс («Закон и Бизнес», №36/2011. — Прим. ред.), да и, по-видимому, всех помощников судей Украины, большинства научных работников и практиков, что положение ограничивает право госслужащего на продвижение по службе, которое гарантировано ст.27 закона «О государственной службе». Поэтому возникает вопрос, стоит ли другим работникам суда стремиться занять должность помощника судьи на определенный период, ведь последний выполняет высокоинтеллектуальные задачи, связанные с аналитикой, исследованием и изучением дел, а также постоянно меняющегося законодательства, отслеживает документацию, связанную с производством по делу. Есть ли в этом смысл? Почему помощник, который квалифицированно исполняет свои должностные обязанности, хочет и в дальнейшем работать в занимаемой должности, обязан увольняться вместе с судьей, а в лучшем случае (при наличии в суде вакансий) ему может быть предложена должность, для которой не требуется высшее юридическое образование (работника по обслуживанию дома правосудия или машинистки)? Не нарушаются ли тем самым трудовые права человека?
Согласно п.17 положения в случае длительного отсутствия судьи (командировка, отстранение от должности, отпуск в связи с беременностью и родами, отпуск по уходу за ребенком и т.п.) его помощник может временно исполнять обязанности помощника другого судьи, о чем на основании личного заявления помощника и представления соответствующего судьи руководитель аппарата издает приказ. Кроме того, в случае длительного отсутствия судьи на его помощника (в случае согласия последнего) приказом руководителя аппарата может быть возложено временное исполнение обязанностей работника аппарата суда. В случае нежелания исполнять обязанности помощника другого судьи или работника аппарата — освобождение от должности на основании п.6 ст.36 Кодекса законов о труде.
Помощник судьи может быть освобожден от должности с соблюдением требований законодательства о труде и закона «О государственной службе» на основании заявления об увольнении по собственному желанию или по мотивированному представлению судьи, а в случае длительного отсутствия последнего — по приказу руководителя аппарата. В случае прекращения полномочий судьи соответствующего суда помощник судьи освобождается от занимаемой должности с соблюдением гарантий, предусмотренных законодательством.
Кажется, что такая процедура увольнения помощника судьи является законной, обоснованной и логичной. Если прежние существенные условия труда не могут быть сохранены и работник не согласен продолжать работать в новых условиях, то трудовой договор прекращается по п.6 ст.36 КЗоТ. Однако считаем это односторонним, узким подходом к пониманию сути проблемы.
Новеллы обратного действия
Согласно ч.1 ст.58 Конституции «законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица». Если внимательно проанализировать нормы закона и положения (касающиеся хотя бы процедуры увольнения помощника судьи), можно прийти к выводу, что они имеют обратное действие во времени. В частности, если до принятия закона и положения человек работал в должности независимо от занимания должности судьей, то теперь, как уже было отмечено, в случае прекращения полномочий судьи его помощник освобождается от занимаемой должности.
Справедливости ради отметим: предложенная процедура отбора вызывала бы меньше критики, если бы она касалась только помощников, которых принимают на работу после вступления в силу закона или положения.
Для комплексного понимания проблемы, кроме вышеуказанного, обращаем внимание на то обстоятельство, что согласно ч.3 ст.22 Конституции «при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод». Согласно решению Конституционного Суда от 11.10.2005 №8-рп/2005 по делу об уровне пенсии и ежемесячного пожизненного денежного содержания «соблюдение прав и свобод человека — это условия и средства, которые определяют материальные и духовные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Объем прав человека — это количественные показатели соответствующих возможностей, которые характеризуют его множественность, величину, интенсивность и степень проявления и выражены в определенных единицах измерения. Сужение содержания прав и свобод означает уменьшение признаков, содержательных характеристик возможностей человека, которые отображаются соответствующими правами и свободами, то есть качественных характеристик права. Сужение объема прав и свобод – это уменьшение круга субъектов, размера территории, времени, размера или количества благ либо любых других количественно измеряемых показателей использования прав и свобод, то есть их количественной характеристики».
Приходим к выводу, что ст.151 закона и положение не совсем согласовываются со ст.22 Конституции и сужают объем прав помощника судьи.
Некомпенсированные неудобства
Статья 30 закона «О государственной службе» содержит исчерпывающий перечень оснований для ее прекращения, среди которых отсутствует такая, как требование судьи. В случае увольнения или перевода судьи, по представлению которого помощник был назначен на должность, возможна ситуация, когда освобождение помощника от должности будет противоречить другим актам. Считаем, что такое увольнение может быть применено только к работникам патронатных служб.
Как известно, патронатные службы есть лишь у политиков. Такие службы оказывают политическим деятелям техническую, информационную помощь. Их работники выступают советниками, экспертами и т.п.
Частью 5 ст.15 закона «О государственной службе» установлено, что Президент, Председатель Верховной Рады, члены Правительства, главы местных государственных администраций «имеют право самостоятельно подбирать и принимать лиц на должности своих помощников, руководителей пресс-служб, советников и секретарей согласно штатному расписанию и категории, которая отвечает должности (патронатная служба). Порядок пребывания на государственной службе таких лиц устанавливается соответствующими органами».
Согласно ч.2 ст.30 данного закона «изменение руководителей или состава государственных органов не может быть основанием для прекращения государственным служащим государственной службы в занимаемой должности по инициативе вновь назначенных руководителей, кроме государственных служащих патронатной службы».
Особенностью последней является то, что все предусмотренные должности занимаются на определенный срок, обусловленный пребыванием в должности руководителя патронатной службы. Исходя из вышесказанного, приходим к выводу, что де-факто должность помощника судьи является патронатной службой. Однако, находясь в таком «неудобном» правовом положении, помощник судьи не получает других преимуществ, гарантированных такой службой. Речь идет хотя бы о заработной плате.
В соответствии с ч.1 ст.33 закона «О государственной службе» «оплата труда государственных служащих должна обеспечивать достаточные материальные условия для независимого исполнения служебных обязанностей, способствовать укомплектуванию аппарата государственных органов компетентными и опытными кадрами, стимулировать их добросовестный и инициативный труд». Согласно п.16 положения оплата труда помощника судьи устанавливается в соответствии с основными критериями классификации должностей государственных служащих с учетом особенностей и характера работы и должна стимулировать его добросовестный и инициативный труд.
Однако наблюдается ситуация, когда помощники судей, имеющие соответствующее образование, фактически получают заработную плату на уровне минимальной, которая часто равна зарплате технических работников. Убеждены: Кабинету Министров необходимо определить порядок оплаты труда помощников судей с учетом обновленного статуса. По нашему мнению, оклад помощника должен составлять не менее 50% оклада судьи соответствующего суда.
Мантия с преимуществами в отборе
Считаем: если бы помощники судей имели преимущество перед другими кандидатами в судьи, то это было бы оправдано, поскольку они приобретают соответствующие знания, умения и навыки, знакомы с такой работой изнутри, фактически проходят стажировку на должность судьи. Такое положение было бы целесообразно закрепить нормативно.
Об этом неоднократно говорилось на международной научно-практической конференции «Высшая квалификационная комиссия судей Украины: опыт, актуальные вопросы и перспективы», которая проводилась 20—21 октября 2011 года. В частности, обращалось внимание на необходимость создать законодательный механизм, согласно которому помощник судьи, работающий в должности больше 3 лет и зарекомендовавший себя только с положительной стороны, мог бы быть рекомендован на должность судьи по упрощенной процедуре.
Как известно, задача судьи — осуществление правосудия. Законодательная обязанность осуществлять отбор помощника возлагает на судью не свойственные ему функции. В соответствии с п.7 положения судья самостоятельно осуществляет отбор помощников, и только по его представлению помощник может быть освобожден от должности. Возникает вопрос: как действовать руководителю аппарата, если, например, помощник допускает прогулы, а судья не вносит представление о его увольнении?
В заключение подчеркнем, что согласно разъяснениям Государственной судебной администрации «Относительно некоторых вопросов применения Положения о помощнике судьи суда общей юрисдикции» действие этого положения не распространяется на помощников председателя и заместителя председателя, поскольку эти должности являются должностями государственных служащих в аппарате суда.
Следовательно, несмотря на все благие намерения законодателя, отдельные нормативные акты не всегда учитывают все нюансы отношений. Такое положение дел требует обстоятельного изучения, результатом чего должны стать предложения относительно улучшения законодательства. Это будет способствовать совершенствованию правового статуса помощника судьи, стабильности судебной системы и росту доверия к ней.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.51 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
так ничего и не изменилось...
мрії, мрії....