В бюджете не найдется денег на то, что поднять зарплаты судьям и ввести новые должности. Каких еще сюрпризов ожидать от сметы?
Государственный бюджет на этот год еще не принят, однако органы судебной власти особых надежд не питают: чтобы работать на должном уровне, им необходимо приблизительно 10 млрд грн., однако в проекте предусмотрено лишь 4,57 млрд. Но это еще не все бюджетные сюрпризы.
Февральские планы
В финансовом плане 2013 год был самым лучшим для судейского сообщества, которому так и не удалось достучаться до органов власти, чтобы увеличить расходы на осуществление правосудия. В госбюджет 13 раз вносились изменения, однако они не касались финансовых проблем вершителей правосудия. В 2013-м обладателям мантий спасительный круг бросили единственный раз — перераспределили расходы бюджета по отдельным программам.
Надежд же у законников на прошлый год было немало. 22 февраля состоялся ХІ съезд судей. На нем, в частности, одобрили Стратегический план развития судебной власти Украины на 2013—2015 гг., задачи которого — улучшение состояния финансирования и эффективное использование ресурсов.
«Обеспечение достаточного количества необходимых ресурсов для покрытия расходов на осуществление правосудия, а также внедрение надлежащего и прозрачного управления и эффективного использования ресурсов, что повлияет не только на качество функционирования судебной системы, но также создаст предпосылки для защиты от ненадлежащего государственного, частного или политического влияния», — отмечается в плане.
Кроме того, съезд обратился в парламент и к Правительству, чтобы они поддержали законодательные инициативы, направленные на улучшение финансового положения Фемиды, и позаботились о том, чтобы органы судебной власти получали достаточно средств для надлежащего осуществления правосудия.
Еще съезд судей выразил надежду, что Кабмин разработает и представит на рассмотрение Верховной Рады проект закона о внесении изменений в госбюджет на 2013 год относительно увеличения на 2,2 млрд грн. расходов из общего фонда на выплату судейского вознаграждения и оплату труда работников аппарата судов.
Тщетные попытки
Однако не так получилось, как хотелось. Уже через несколько дней после съезда судейское сообщество ожидало неприятное известие. 25 февраля Министерство юстиции уведомило Государственную судебную администрацию, что предложение увеличить должностной оклад работников аппарата судов является неприемлемым.
А дело вот в чем: ГСАУ разработала и представила Правительству проект закона о внесении изменений в ст.149 закона «О судоустройстве и статусе судей». Предлагалось, чтобы размеры должностных окладов руководителей и работников аппарата суда в процентном отношении к должностному окладу судьи соответствующего суда составляли не меньше 50% и 30% соответственно.
«В случае принятия вышеупомянутой нормы размер должностного оклада работника самой низкой категории аппарата местного суда будет превышать даже размер должностного оклада директора департамента министерства, что неприемлемо», — разъяснил Минюст.
А о 2,2 млрд грн., которые дополнительно просили выделить на зарплаты обладателям мантий и работникам аппарата судов, никто так и не вспомнил.
Осенью 2013-го ГСАУ в очередной раз попыталась достучаться до исполнительной власти: попросила увеличить для органов судебной власти расходы общего фонда госбюджета на 912,7 млн грн. Однако тщетно.
Без надежды надеются
Возможно, ситуацию удастся исправить уже в 2014-м. Ведь некоторые законодательные инициативы могут сдвинуть решение финансового вопроса с мертвой точки. Так, 8 ноября 2013 г. был принят за основу законопроект «О прокуратуре» (№3541). В заключительных положениях документа речь идет о том, чтобы ч.1 ст.144 дополнить абзацем: «Размер должностного оклада работника аппарата суда, должность которого отнесена к шестой категории должностей государственных служащих, устанавливается в размере 30% должностного оклада судьи местного суда. Должностные оклады работников аппарата суда, должности которых отнесены к каждой следующей категории должностей государственных служащих, устанавливаются с коэффициентом 1,3 пропорционально должностным окладам работников аппарата суда, должности которых отнесены к предыдущей категории должностей государственных служащих».
Надеются обладатели мантий также на проект закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс (относительно финансирования судебной власти)» (№2458а). В документе предлагается усовершенствовать порядок формирования сметы судебной власти. Конкретизируется, что расходы на содержание судов, их объем должны быть учтены во время подготовки проекта госбюджета. А также расходы должны обеспечивать надлежащие экономические условия для полного и независимого осуществления правосудия, финансирования потребностей судов (расходы на рассмотрение дел, коммунальные услуги, строительство, капремонт помещений, приобретение оргтехники и т.п.). Не менее важное предложение — чтобы органы судебной власти ознакомились со сметой до того, как Кабмин ее согласует и направит в парламент.
Есть еще ряд законопроектов, которые помогли бы решить финансовые проблемы Фемиды. Если на то будет политическая воля и хотя бы некоторые из этих документов примут в 2014 году, вершители правосудия смогут праздновать небольшую победу.
Повышения не будет
Не обошлось в прошлом году и без финансовых потерь. 27 декабря 2013 г. Президент подписал закон, в соответствии с которым из закона «О судоустройстве и статусе судей» исключается норма об увеличении с 1 января 2014 г. размера должностного оклада судьи с 10 до 12 размеров минимальной зарплаты.
Такую инициативу один из нардепов мотивировал тем, что в стране сложная экономическая ситуация, поэтому повышать вознаграждения судьям — несвоевременно. К тому же закон поможет избежать дополнительных расходов госбюджета в объеме приблизительно 600 млн грн.
Получается, не везет ст.129 «Судейское вознаграждение»: в 2010 г. введение ее в действие отложили до 2012-го, а в прошлом году из нее вообще исключили одну норму.
Напомним: после того, как ст.129 заработала, зарплата законников значительно возросла. Так, в 2010—2011 гг. в среднем судья получал 6,6 тыс. грн. (здесь и дальше приводится зарплата судей местных и апелляционных судов каждой юрисдикции). А в 2012 г. — уже 13,1 тыс. грн., в 2013-м — 19,1 тыс. грн.
В настоящее время должностной оклад судьи местного суда останется на уровне 10 «минималок». В проекте госбюджета определено, что с 1 января минимальная зарплата составит 1218 грн. Учитывая коэффициенты, можем рассчитать, что оклад законника местного суда будет 12180 грн. (если бы было 12 «минималок», оклад составлял бы 14616 грн.), апелляционного — 13398, высших специализированных судов — 14616, а Верховного и Конституционного судов — 15834 грн.
Новые не придут
Но средств в бюджете не хватает не только на повышение зарплат, но и на реализацию приказов ГСАУ об увеличении количества судей местных общих судов и штатной численности работников аппарата местных и апелляционных судов.
Эти документы появились еще в июле 2012-го в связи с необходимостью обеспечить осуществление функций следственного судьи, определенных новым Уголовным процессуальным кодексом. Однако вступление их в силу постоянно откладывалось. Напомним: в соответствии с приказом от 13.07.2012 количество законников местных общих судов должно было увеличиться почти на 1,2 тыс. Штатная численность работников аппарата судов должна была бы возрасти на 4 тыс.
Подсчитаем: для выплаты месячного оклада 1000 новым служителям Фемиды нужно 12,2 млн грн. Год работы новичков обойдется госбюджету в почти 150 млн грн. И это — без учета доплат. Нет средств и на открытие вакансий в аппарате судов.
Дефицит расходов
Видимо, неуместно говорить о введении новых должностей, если предусмотренной в проекте бюджета суммы не хватит даже на зарплаты уже работающих судей.
Так, 30 декабря прошлого года появилось сообщение о том, что ГСАУ обратилась к Президенту, Председателю ВР, Премьер-министру в связи с рассмотрением в парламенте проекта закона «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» (№3000).
«Законопроект подготовлен Минфином без учета предложений, которые ГСАУ подготовила к бюджетному запросу на 2014 г. Общая потребность органов судебной власти составляет 9852,3 млн грн., однако законопроектом на содержание указанных органов предусмотрено 4566,8 млн грн., то есть дефицит расходов составит 5285,5 млн грн.», — выразила обеспокоенность ГСАУ.
Также судебная администрация отмечает: «Расходы на оплату труда работников органов судебной власти вместе с начислением предложены к утверждению в размере 3842,5 млн грн. (из них по специальному фонду — 249 млн грн.)». А это — 65,4% от потребности, которая составляет 5871,6 млн грн. (дефицит будет немногим больше 2 млрд грн.).
«Дефицит таких расходов приведет к критической ситуации с выплатой зарплаты работникам аппарата судов и текучести кадров в судебной власти, а также неудовлетворительному уровню материально-технического обеспечения целого ряда судов. В то же время направление средств судебного сбора в сумме 249 млн грн. на оплату труда работников аппарата судов противоречит положениям ст.9 закона «О судебном сборе», — обращает внимание ГСАУ.
Кстати, в 2011 г. смета судебной власти увеличилась на 403,3 млн грн. В 2012-м общий объем ассигнований возрос чуть больше чем на 190 млн (рост по общему фонду составил 785,7 млн грн.). А вот что касается спецфонда, то в связи с недопоступлением средств судебного сбора план ассигнований был откорректирован на 594,5 млн грн.
Одним — больше, другим — меньше
Пока бюджет еще не принят, у судебной власти есть надежда, что к ее мнению прислушаются. Посмотрим, что предусмотрено для судов в проекте финансового закона. Так, вдвое меньше средств заложено на организационное обеспечение деятельности судов и учреждений судебной системы: в 2013 г. — 198 млн грн., в 2014 г. — 92,5 млн грн. (здесь и дальше указывается сумма расходов вместе по общему и специальному фондам).
По сравнению с прошлым годом Высшая квалификационная комиссия судей получит меньше на 11,8 млн грн., Национальная школа судей — на 600 тыс. грн.
Апелляционные административные суды также должны рассчитывать на то, что выделено будет на 13,5 млн грн. меньше. Не повезло ВС (минус 280 тыс. грн. — финансирование уменьшилось на 0,27%) и КС (минус 4,4 млн грн. — соответственно на 6,4%).
А вот расходы высших специализированных судов по сравнению с прошлым годом возрастут: Высшего админсуда — на 4,7%, Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел — на 7,2%, Высшего хозяйственного суда — на 7,6%.
В целом же в соответствии с проектом бюджета финансирование Фемиды может увеличиться лишь на 3,3%: в 2013 г. на ее потребности выделили 4,42 млрд грн., а на этот год предусмотрели 4,57 млрд.
Некоторые эксперты считают, что, скорее всего, в госбюджете, подписанном Президентом, останутся те же суммы. Однако ГСАУ надеется на лучшее и делает все возможное, чтобы в этом году судебная власть не ощущала недостатка не только миллиардов, но и миллионов гривен.
Материалы по теме
Комментарии
полностью поддерживаю Глеба, что пора всем судам объединяться и не просительные письма писать, на которые плюют уже 4 года, а предупредить, что если не пересмотрят оклады, с 1 апреля на работу выходим…
полностью поддерживаю Глеба, что пора всем судам объединяться и не просительные письма писать, на которые плюют уже 4 года, а предупредить, что если не пересмотрят оклады, с 1 апреля на работу выходим…
полностью поддерживаю Глеба, что пора всем судам объединяться и не просительные письма писать, на которые плюют уже 4 года, а предупредить, что если не пересмотрят оклады, с 1 апреля на работу выходим…
Нужно нам работникам аппаратов судов реально что-то делать. Хотя бы для начала обратится от всех судов к Президенту и Верхоной Раде.Так больше продолжаться не может.
Людииииии, кто что знает, напишите...сколько это еще будет продолжаться...Это ж невыносимо...Какие нахрен "чаевые"???500 аванс и 600 зарплата...Хоть какая-то надежда есть???
урод, я втечение года и 1200грн. в месяц не получала. Какие #$@# "чаевые"!!!! Вас бы таких "грамотеев" на 1200 в месяц посадить, при оплате коммунальных 400грн детсад 200 и т.д. И…
Игорь, позвольте поинтересоваться, откуда такая осведомленность о чаевых? сами так практикуете? основная масса госслужащих живет на минимальный оклад и ничего не может себе позволить, большинство так…
Я вообще не понимаю зачем этому аппарату плалить зп, они не плохо живут на "чаевые"
30% и 50% процентов от зарплаты судьи для работников аппарата "є неприйнятним", зато 1000 грн. зарплата - это, видимо, "прийнятно". Что тут сказать, просто твари.