В случае установления факта, что земельные участки относятся к землям водного фонда, они подлежат истребованию в пользу государства из незаконного владения частных лиц.
На этом акцентировал Кассационный гражданский суд, оставляя без изменений постановление апелляционной инстанции по делу №370/702/21, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу прокурор обратился с иском к Бучанской РГА Киевской области, физическим лицам о признании недействительными распоряжения, государственных актов на земельные участки и истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Суд первой инстанции в иске отказал. Апелляционный суд это решение отменил и принял новое, которым удовлетворил иск, указав, что спорные участки расположены в пределах прибрежной защитной полосы ручья Сильня, следовательно, относятся к категории земель водного фонда, а потому не могут быть переданы в частную собственность.
С этим согласился КГС, отметив, что занятие участка водного фонда с нарушением Земельного и Водного кодексов следует рассматривать как не связанное с лишением владения, нарушение права собственности государства или соответствующей территориальной общины. В таком случае исковое требование об обязательстве вернуть участок следует рассматривать как негаторный иск, который можно заявить на протяжении всего времени, пока будет продолжаться нарушение прав законного владельца.
Кроме этого дела в обзор практики КГС за декабрь 2025 включен ряд других правовых позиций. В частности, в спорах, возникающих из земельных правоотношений, отмечено, что передача в частную собственность участков, полностью или частично находящихся в пределах разведанных месторождений полезных ископаемых, учтенных в Государственном фонде месторождений полезных ископаемых, без получения специального разрешения на недра или горного отвода является незаконной.
В спорах, возникающих из трудовых правоотношений, указано, что работодатель во время военного положения имеет право отказать в предоставлении отпуска без сохранения зарплаты работнику, который получил статус ВПЛ, если такой работник привлечен к работам на объектах критической инфраструктуры или к выполнению мобилизационного задания.
В спорах, возникающих из наследственных правоотношений, констатировано, что когда объект самовольного строительства фактически является пристройкой к квартире наследодателя, зарегистрированным за другим лицом на основании недостоверных документов после смерти собственника, наследник имеет право на истребование этого объекта из незаконного владения. Дальнейшее отчуждение такого имущества не препятствует его истребованию от добросовестного приобретателя.
Относительно применения норм процессуального права КГС указал, что взыскание с истца понесенных ответчиком судебных издержек при оставлении иска без рассмотрения возможно только в случае установления необоснованности действий истца. Для компенсации расходов ответчику необходимо доказать, какие именно необоснованные действия совершил истец.
В спорах относительно рассмотрения жалоб на решения, действия или бездействие государственного исполнителя обращено внимание, что невозможность идентификации имущества не освобождает госисполнителя от обязанности принять все предусмотренные законом меры для исполнения судебного решения, а возложение на взыскателя обязанностей по привлечению специализированных предприятий и техники неправомерно, поскольку означает переложение полномочий исполнителя.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Могут ли родные дядя или тетя наследника быть свидетелями при удостоверении завещания, скажет ОП КГС
22.01.2026
Какие имущественные права имеют дети
07.01.2026
Небрежность в сохранении данных аккаунта не является основанием для отказа в иске о диффамации - ВС
07.01.2026


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!