С 1 января 2024 года введены единые подходы к определению должностных окладов на основе классификации должностей. Эта реформа является частью Плана Ukraine Facility и одним из условий приближения украинской системы госуправления к стандартам ЕС.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на Счетную палату.
С целью оценки соответствия законодательству, принципам надлежащего управления и лучшим международным практикам, Счетная палата провела аудит соответствия на тему «Реформирование системы оплаты труда в сфере государственного управления».
Ключевым элементом реформы стало внедрение классификации должностей, которая предусматривает отнесение каждой должности к соответствующей семье, уровню и юрисдикции.
Основная идея реформы состоит в том, что чем сложнее и ответственнее работа, чем больше специализированных знаний и навыков она нуждается, тем выше должна быть оплата труда государственного служащего.
В процессе реализации этой реформы произошли заметные изменения в структуре заработной платы:
- должностной оклад определен как основополагающий элемент ее формирования;
- достигнуто соотношение 81,7% постоянной части к 18,3% вариативной;
- надбавка за выслугу лет уменьшена с 50% до 30%;
- среднемесячная заработная плата государственных служащих выросла на 43% по сравнению с 2023 годом.
В то же время, несмотря на эти шаги, реформа не добилась ожидаемых результатов.
Аудит показал, что подготовка и внедрение реформы проходили непоследовательно, без надлежащего контроля, координации и коммуникации между органами исполнительной власти.
Нормативно-правовая база, которая должна обеспечить реформирование системы оплаты труда, оказалась недостаточной и противоречивой, а запланированная еще в 2023 году автоматизированная система классификации должностей до сих пор не введена.
В целом, реформа осуществлялась не по утвержденному Правительством плану.
Аудиторы подчеркивают, что меры по внедрению реформы готовились в крайне сжатые сроки – четыре месяца. Этого времени недостаточно для качественной подготовки документов, в результате чего первая классификация должностей оказалась несовершенной и повлекла за собой ряд переклассификаций.
Кроме того, аудиторы выявили существенные недостатки в бюджетном планировании, в частности, отсутствие единых правил формирования и распределения фондов оплаты труда в государственных органах и утверждение схемы должностных окладов после принятия государственного бюджета на 2024 год.
В результате проведенной реформы система оплаты труда на государственной службе не стала более справедливой, прозрачной или стимулирующей. Ожидаемый эффект – повышение мотивации, прозрачности и конкурентоспособности государственной службы – не достигнут.
Проведенный Счетной палатой опрос, в котором приняли участие более 34,9 тыс. государственных служащих из 114 органов власти, показал:
- только 21,1% респондентов считают введенную систему оплаты труда более прозрачной;
- подавляющее большинство (72,4 %) не испытало существенных изменений, а почти половина считает свою заработную плату несправедливой по сравнению с оплатой на аналогичных должностях в других учреждениях;
- 78,6% опрошенных отметили, что их нынешняя зарплата не является адекватным вознаграждением за профессиональное исполнение обязанностей и инициативность.
Углубление дисбаланса подтверждает и рост индекса Джини (индекс неравенства доходов), выросший с 0,062 в 2023 году до 0,118 в 2024 году. Это свидетельствует об усугублении неравенства в распределении заработной платы среди государственных служащих.
.
Материалы по теме


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!