Конфискация незадекларированных при пересечении границы средств возложила индивидуальное и чрезмерное бремя на лицо и была непропорциональна совершенному правонарушению.
Такое мнение высказала Большая палата ВС, пересматривая дело №163/1065/15-п с учетом установленных ЕСПЧ нарушений при его решении национальными судами, информирует «Закон и Бизнес».
В 2015 году на Лицо 1, следовавшего из Украины в Польшу через таможенный пост «Устилуг» как пассажир автомобиля, был составлен протокол о нарушении таможенных правил, поскольку он не задекларировал 10070 польских злотых и $5673, которые были изъяты.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оштрафовал нарушителя таможенных правил на 1700 грн. и конфисковал в доход государства изъятую иностранную валюту.
ЕСПЧ решением от 12.12.2024 по делу «Сапиташ и другие против Украины» констатировал нарушение ст.1 Первого протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, что заключалось в непропорциональном взыскании — конфискации незадекларированной наличности дополнительно к наложению штрафа. В то же время ЕСПЧ указал, что установленное судом нарушение само по себе составляет достаточную справедливую сатисфакцию морального вреда, причиненного заявителям.
Пересматривая дело №163/1065/15-п, учитывая это решение ЕСПЧ, БП ВС отметила, что в данном случае единственным противоправным (хотя и не уголовно наказуемым) действием заявителя было недекларирование в установленной форме суммы перемещаемой валюты при прохождении упрощенной процедуры таможенного контроля. правление НБУ. Это свидетельствует не столько о намерении скрыть средства, сколько о несоблюдении установленной процедуры, что не подпадало под уголовную ответственность, однако квалифицировалось как административное правонарушение в соответствии с действующим таможенным законодательством.
Соответственно, высокие судьи констатировали, что взыскание в виде конфискации не было направлено на возмещение материального ущерба, поскольку государство не понесло никаких потерь в результате недекларирования заявителем средств, а конфискация денег была сдерживающей и карательной по своему назначению.
Учитывая изложенное, БП ВС, пришла к выводу, что постановления районного и апелляционного судов необходимо изменить, исключив назначенное административное взыскание в виде конфискации в доход государства изъятой иностранной валюты по ст.471 ТК.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!