Наличие или отсутствие сведений об адвокате в ЕРАУ не является условием возможности осуществлять полномочия адвоката как представителя в суде.
Такого мнения придерживается коллегия судей Кассационного гражданского суда, передавая дело №761/5870/24 на рассмотрение объединенной палаты КГС, сообщает «Закон и Бизнес».
Лицо обратилось с иском о признании имущественных прав. По определению суда исковое заявление, поданное его представителем — адвокатом М., возвращено истцу. В подтверждение полномочий на подписание искового заявления предоставлен ордер, выданный на основании договора о предоставлении правовой помощи/поручения органу (учреждению), уполномоченного законом на оказание бесплатной правовой помощи.
Однако, проверив указанный ордер, судьей установлено, что он не соответствует типовой форме, в частности, в ордере на его фоновой части отсутствует защитный рисунок, а также отсутствует реквизит «Название организации» — Национальная ассоциация адвокатов Украины, имеющихся в образцах ордеров на официальном веб-сайте. страницы НААУ. Кроме того, при проверке ордера судом установлено, что какие-либо сведения о М. как адвокате в Едином реестре адвокатов Украины отсутствуют.
По этим же основаниям апелляционный суд вернул апелляционную жалобу, указав, что приложенный ордер не является надлежащим и достаточным подтверждением правомочия адвоката на совершение действий в интересах клиента, в частности, на подачу апелляционной жалобы.
Коллегия КГС отметила, что в гражданском судопроизводстве полномочия адвоката как представителя могут подтверждаться доверенностью или ордером, которые выдаются на основании договора в соответствии с законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности».
Однако отсутствие в ч.4 ст.62 ГПК указания на договор о предоставлении юридической помощи отнюдь не исключает права адвоката подтвердить такие полномочия непосредственно договором о предоставлении юридической помощи, который согласно ч.1 ст.26 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» одновременно является и основным документом, удостоверяющим полномочия адвоката на оказание юридической помощи.
Также отмечено, что ордер по существу является заявлением самого адвоката о наличии у него полномочий на представительство интересов другого лица на основании заключенного с ним договора о предоставлении юридической помощи. Поэтому при предоставлении адвокатом одного из документов, подтверждающих его полномочия как представителя участника дела, выданных в соответствии с законом «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», определяющим для суда является лишь то, что юридическая помощь предоставляется именно адвокатом, а соответствующий статус, в в первую очередь, подтверждается свидетельством о праве на занятие адвокатской деятельностью. Это может быть подтверждено также удостоверением адвоката Украины, сведениями из ЕРАУ.
При отсутствии сведений, что свидетельство о праве на занятие адвокатской деятельностью признано в предусмотренном законом порядке недействительным или отменено, прекращено (остановлено) право на занятие адвокатской деятельностью, у суда нет оснований ставить под сомнение статус представителя участника дела как адвоката.
Поэтому коллегия судей считает необходимым отступить от выводов о применении ч.4 ст.62 ГПК, ст.26 профильного закона о порядке подтверждения полномочий адвокатов в гражданском судопроизводстве и документов, подтверждающих такие полномочия, изложенные в определениях Верховного Суда от 1.07.2024 в деле №761/10665/23 и от 18.07.2024 в деле №761/16836/23.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!