Участие представителя РАР во время обыска у адвоката (обзора жилья или иного владения, помещений, где он осуществляет деятельность, временного доступа к вещам и документам) является законодательно установленной гарантией и не зависит от волеизъявления самого адвоката.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Отказ адвоката от участия представителя органа адвокатского самоуправления не освобождает орган досудебного расследования обязанности обеспечить реализацию этой гарантии всеми доступными средствами.
К таким выводам пришла Рада адвокатов Украины в решении от 18.10.2025 №115 по результатам рассмотрения обращения адвоката, который сообщил НААУ о нарушении его профессиональных прав в связи с проведением неотложного обыска в его квартире.
РАУ акцентировала внимание на том, что обязательным условием проведения обыска является присутствие представителя совета адвокатов региона или по его поручению представителя Комитета по защите прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. Это должен обеспечить следственный орган путем предварительного уведомления совета адвокатов региона, если иное напрямую не вытекает из норм о неотложных следственных действиях. Такая гарантия направлена на защиту адвокатской тайны и недопущение злоупотреблений, поскольку профессиональная деятельность адвоката подлежит особому правовому режиму охраны.
Поскольку адвокат является специальным субъектом, на которого распространяются гарантии адвокатской деятельности и иммунитета, любое вмешательство в сферу, где может находиться адвокатская тайна (носители информации, документы, электронные устройства), должно производиться с максимальным ограничением доступа к такой информации.
При этом привлечение третьих лиц (в том числе представителей органов адвокатского самоуправления) к ознакомлению с содержанием сведений, составляющих адвокатскую тайну (если на это не предоставлено прямое согласие клиента или это не предусмотрено законом), не допустимо.
Представитель совета адвокатов региона, хотя и является адвокатом и выполняет функции адвокатского самоуправления, не является стороной договора о предоставлении права, в рамках которого возникла эта тайна. Его задача – контроль соблюдения прав адвоката и фиксация нарушений, а не доступ к конфиденциальному содержанию отношений «адвокат – клиент».
Законодательство требует от следствия и суда предотвращать доступ к адвокатской тайне, а не создавать механизмы ее раскрытия или фильтрации посторонними субъектами. Привлечение представителя совета адвокатов региона или члена Комитета защиты прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности к отбору или пересмотру изъятых документов, файлов или электронной информации при обыске у адвоката недопустимо и приводит к расширению круга лиц, получающих доступ к конфиденциальной информации.
У представителей адвокатского самоуправления нет полномочий по доступу к адвокатской тайне. Они уполномочены исключительно на наблюдение за соблюдением прав адвоката при обыске, внесении замечаний в протокол и подготовку соответствующих отчетов (справок) для Совета.
Полностью текст решения РАУ №115 можно просмотреть по ссылке.
.
Материалы по теме
Можно ли ВРП наделять полномочиями давать согласие на задержание адвокатов — круглый стол
03.11.2025
Критическая оценка РАУ действий Маселко не есть вмешательством в его деятельность — решение ВРП
14.10.2025


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!