Договор купли-продажи ТС может быть признан недействительным, если продавец умышленно замолчал информацию о существенных недостатках автомобиля (несоответствие VIN-кодов, замена агрегатов, конструктивные изменения кузова и т.п.).
Об этом заявил Кассационный гражданский суд, частично меняя предыдущие решения по делу №547/995/23, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу лицо просило признать недействительным договор купли-продажи транспортного средства, взыскать ущерб и моральный вред. Ведь после покупки выяснилось, что автомобиль дизельный, в то время как по VIN номеру — бензиновый, цвет по VIN должен быть серым, а по факту черный. Также было обнаружено, что кузов состоит из 2-х частей автомобилей с разными VIN номерами.
Суд первой инстанции иск удовлетворил, однако апелляционный суд это решение отменил и отказал в иске, указав, что истец не доказал факт обмана ответчиками при заключении этого договора.
В свою очередь, КГС отметил, что обман может выражаться как в активных, так и пассивных действиях недобросовестной стороны сделки, которая воздерживается от действий (преднамеренное умолчание об обстоятельствах, имеющих существенное значение и т. п.). Кроме того, право истца на проведение предпродажной проверки автомобиля или экспертного осмотра в сервисном центре МВД (который на момент продажи не был обязательным) не является основанием для отказа в иске при условии установления наличия обмана и его влияния на волю истца о совершении сделки.
Кроме этого дела, в обзоре практики КГС за сентябрь 2025 содержатся и другие правовые выводы. В частности, в спорах о защите чести, достоинства и деловой репутации, констатировано, что использование (обнародование) имени физического лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении уголовного правонарушения, запрещено до вступления в законную силу обвинительного приговора. Такой запрет действует независимо от наличия общественного интереса к информации и публичному статусу лица. При этом достаточно удаления только упоминаний об имени лица, а не всей публикации.
В спорах, возникающих из трудовых правоотношений, обращено внимание на то, что при реорганизации государственного предприятия путем присоединения к другому юридическому лицу правомерным является увольнение работников, не задействованных в выполнении мероприятий по реформированию и технологических процессах, без предложений другой работы, если такое решение принято уполномоченным органом управления.
В спорах, возникающих из семейных правоотношений, указано, что денежное довольствие военнослужащего, полученное одним из супругов во время пребывания в браке за период плена другого, является объектом права общей совместной собственности. Если эти средства были полностью использованы в интересах семьи (на нужды детей, ремонте общего жилья, приобретения имущества) во время пребывания в браке, они не подлежат разделу. При этом супруги сохраняют право на раздел имущества, приобретенного за эти средства.
В спорах, возникающих из наследственных правоотношений, констатировано, что брак прекращается в день вступления в силу решения суда о его расторжении, независимо от регистрации в органах ЗАГС. Лицо, брак с которым был расторгнут по решению суда, вступившему в законную силу до момента открытия наследства, не входит в круг наследников первой очереди по закону.
Относительно норм процессуального права КГС отметил, что срок на апелляционное обжалование для прокурора, который действует как представитель государства в лице органа местного самоуправления, исчисляется с даты получения судебного решения непосредственно органом местного самоуправления как ответчиком по делу, а не с момента выявления прокурором такого решения в ЕГРСР.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!