Открытие производства по делу о банкротстве является безусловным основанием для проведения внеплановой проверки налогоплательщика согласно предписаниям пп.78.1.7 п.78.1 ст.78 НК.
Это подчеркнула судебная палата для рассмотрения дел о банкротстве Кассационного хозяйственного суда, отменяя предыдущие решения по делу №908/2504/22, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу во время ликвидационной процедуры банкрота в хозяйственный суд обратился орган ГНС, не являющийся кредитором по делу о банкротстве, с ходатайством об обязательстве ликвидатора провести анализ финансового состояния должника, закрыть счета и предоставить информацию о движении средств по всем банковским счетам, ликвидационный баланс, результаты проведенной инвентаризации основных фондов и т.д.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, отказал в удовлетворении ходатайства, утвердил отчет ликвидатора и ликвидационный баланс банкрота, ликвидировал его и закрыл производство по делу о банкротстве.
Суды пришли к выводу, что в компетенцию суда не входит побуждение распорядителя имущества или ликвидатора предоставить налоговым органам документы о деятельности предприятия-должника, в том числе его ликвидационный баланс и доказательства закрытия расчетных счетов.
КХС напомнил, что субъектом документальной проверки со стороны контролирующего органа также может быть плательщик, в отношении которого открыто производство по делу о банкротстве (пп.78.1.7 п.78.1 ст.78 НК), с некоторыми особенностями в правовом регулировании, что наступают для такого налогоплательщика с открытием производства по делу о банкротстве и признанием юридического лица – должника банкротом.
В рамках проведения такой проверки у плательщика возникает обязанность предоставить должностным (должностным) лицам контролирующих органов в полном объеме все документы, связанные с предметом проверки. Такая обязанность возникает у плательщика после начала проверки (п.85.2 ст.85 НК).
Определение суда об утверждении отчета ликвидатора и ликвидационного баланса является судебным актом, который не только устанавливает обстоятельства отсутствия имущества должника для удовлетворения требований кредиторов, дает оценку полноте действий ликвидатора во время ликвидационной процедуры, но и заключает ход процедуры банкротства и закрывает производство по делу о банкротстве. В этой связи в итоговом заседании суд должен дать оценку в целом осуществленной процедуре банкротства.
В то же время, судебная палата КХС отметила, что, осуществив в итоговом судебном заседании (каким в целом завершается производство по делу о банкротстве) рассмотрение отчета ликвидатора и ликвидационного баланса банкрота совокупно с рассмотрением ходатайства органа государственной налоговой службы, суд первой инстанции ограничил его в реализации права на формирование и представление обоснованных денежных требований по делу о банкротстве (поскольку производства по делу закрыто) и сделал невозможным приобретение этим органом статуса кредитора, не сдержав цели хозяйственного судопроизводства.
КХС констатировал, что неполное исследование обстоятельств дела по итогам ликвидационной процедуры и неправильное применение судами норм процессуального права относительно порядка завершения процедуры ликвидации банкрота привели к нарушению принципа пропорциональности хозяйственного судопроизводства для соблюдения баланса интересов кредиторов и должника по рассматриваемому банкротству не способствовали достижению цели хозяйственного судопроизводства и, как следствие, не обеспечили справедливое рассмотрение дела.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!