Решение суда о демонтаже нежилых помещений должно быть исполнено не только в добровольном порядке, но и путем принятия исполнителем мер принудительного исполнения (без участия ответчика, но за его средства) в случае его невыполнения ответчиком добровольно.
Такое правовое заключение сделала Большая палата Верховного Суда, изменяя частично предварительные судебные решения по делу №914/1785/22, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу в 2008 году на основании решения суда по ФЛП было зарегистрировано право собственности на нежилые помещения, которые размещались на земельном участке коммунальной собственности. В 2009 году имущество дважды было отчуждено на основании договоров купли-продажи и на момент рассмотрения этого дела находилось в собственности частного предприятия.
Впоследствии постановлением апелляционного суда было отменено решение суда, на основании которого зарегистрировано право собственности за ФЛП. Городской совет считал, что частное предприятие использует участки коммунальной собственности самовольно, поэтому на основании ст.376 ГК они подлежат возврату истцу путем сноса построенных помещений.
Удовлетворяя исковые требования, местный суд установил, что частное предприятие использует спорные участки без установленных законом оснований. На этих участках фактически размещены торговые павильоны, не являющиеся недвижимым имуществом, а потому надлежащим способом защиты нарушенного права в этом споре является неотложный иск (ст.391 ГК). Суд апелляционной инстанции отказал в удовлетворении иска в связи с пропуском исковой давности.
В свою очередь, БП ВС согласилась с выводами местного суда о том, что нежилые помещения являются временными сооружениями, не относящимися к недвижимому имуществу. Учитывая, что государственная регистрация права частной собственности на нежилые помещения как на недвижимое имущество была осуществлена ошибочно, а указанное имущество не является недвижимым, такая государственная регистрация подлежит отмене с закрытием соответствующего раздела Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Также Большая палата согласилась с выводами местного суда, что частное предприятие использует земельные участки без установленных законом оснований, поэтому к спорным правоотношениям подлежит применению ст.391 ГК.
Требование истца об обязательстве частного предприятия освободить самовольно занятые участки путем демонтажа нежилых помещений не является неразрывно связанным с его лицом и не препятствует выполнению этого решения без участия частного предприятия (но за счет его средств) путем принятия исполнителем мер принудительного исполнения в случае его невыполнение должником в добровольном порядке и/или препятствование в его исполнении.
БП ВС констатировала, что исковые требования истца об отмене государственной регистрации права частной собственности на нежилые помещения и обязательства частного предприятия освободить самовольно занятые земельные участки являются негаторным иском, поэтому отклоняет аргумент о применении исковой давности к этим требованиям.
Также БП ВС обратила внимание на то, что поскольку спор по этому делу не связан с недвижимым имуществом, нормы ст.376 ГК к спорным правоотношениям не применяются.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!