Представительство, не являющееся юридическим лицом, не имеет административной процессуальной правосубъектности (право- и дееспособности), а значит, лишено права на обращение в суд с исковым заявлением.
На это обратила внимание судебная палата по рассмотрению дел по налогам, сборам и другим обязательным платежам Кассационного административного суда, отменяя предыдущие решения по делу №640/31489/21, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу представительство обратилось в суд с иском к контролирующему органу, в котором просило признать противоправными и отменить налоговые уведомления-решения, которыми к истцу применены штрафные (финансовые) санкции в размере 528,6 тыс. грн. и увеличены обязательства по налогу на прибыль иностранных юридических лиц на общую сумму почти 13,6 млн грн.
Суд первой инстанции, с решением которого согласился суд апелляционной инстанции, иск удовлетворил.
В свою очередь, КАС установил, что первоочередным вопросом в этом деле является наличие у представительства административной процессуальной правосубъектности и, как следствие, возможность самостоятельной реализации своих процессуальных прав и обязанностей, учитывая, что он не имеет статуса юридического лица.
Учитывая требования ст.95 ГК, представительством является обособленное подразделение юрлица, которое находится вне его местонахождения и осуществляет представительство и защиту интересов юридического лица. Представительства не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшего их юридического лица и действуют на основании утвержденного им положения.
КАС напомнил, что представительства образуются для выполнения вспомогательных операций вне места нахождения самого юрлица в тех местах, где нахождение такого представительства обеспечит удобство налаживания связей, выполнения определенных действий, на которые оно уполномочено юношей, в том числе выполнение юридических действий. В отличие от филиалов, представительства не выполняют фактических действий, компетенция их ограничена исполнением юридических действий от имени юрлица. Представительства не признаются субъектами гражданского права, а их должностные лица могут действовать от имени юрлица. Ответственность за действия представительств и их должностных лиц несет юрлицо, которое образовало эти представительства.
Таким образом, КАС подчеркнул, что представительства хоть и являются обособленными подразделениями юридического лица, однако продолжают оставаться составными частями юрлица и собственной юридической правосубъектностью они не наделены.
Поскольку представительство, которое обратилось в суд с этим иском, не является юридическим лицом, оно не имеет административной процессуальной правосубъектности (право- и дееспособности), что, в свою очередь, лишает его права на обращение в суд с исковым заявлением.
КАС констатировал, что именно материнская компания (нерезидент Украины) может быть надлежащим истцом по делу.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!