Львиная доля решений ЕСПЧ против Украины касается длительности уголовных производств. А она вызвана широкими возможностями для злоупотреблений процессуальными правами и отсутствием правовой определенности относительно действий следственного судьи или суда.
Так считают нардепы, зарегистрировавшие проект «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно оптимизации досудебного расследования и судебного разбирательства уголовных производств» (№10206), сообщает «Закон и Бизнес».
Это уже не первая попытка усовершенствовать УПК преимущественно в интересах стороны обвинения. Так, среди прочего, проект предлагает уполномочить прокурора давать разрешение на временный доступ к электронным информационным системам или их частям и мобильным терминалам. Если же речь идет о необходимости доступа к вещам и документам, то для этого хватит постановления следователя, согласованного с прокурором (кроме оригиналов документов финансово-хозяйственной деятельности частных предприятий).
Также появляется понятие «неотложного временного изъятия вещей и документов». Согласно новой ст.1641 УПК для этого следователю или прокурору достаточно допустить угрозу уничтожения таких вещей и получить письменное разрешение собственника или владельца помещения, где они находятся (фактически — от лица, которое откроет дверь).
Далее они должны «осуществить с помощью электронно-технических средств изъятие оригиналов или копий документов или информации, о чем составляется соответствующий протокол». Наверное, это какая-то новая разработка, которая позволит переместить документы с помощью роботов-манипуляторов.
Кстати, к составлению протоколов больше не будет необходимости привлекать понятых. Достаточно просто фиксировать процесс на камеру.
Также для защитников станет рискованно не появляться в заседании во время судебного разбирательства. Ведь при второй неявке (даже без уточнения «подряд» или уважительности причин) его заменят другим — по назначению.
Впрочем, есть некоторые позитивы для стороны защиты. Например, прямо оговорено, что любые пробелы или неоднозначности в УПК должны применяться исключительно в интересах стороны защиты и не могут усугублять ее процессуальное положение.
Также, наверное, адвокаты поддержат идею уточнить в ст.87 УПК, что недопустимыми будут признаваться любые доказательства, полученные с нарушением порядка, установленного настоящим кодексом. А не только те, которые получены в результате существенного нарушения прав и свобод человека, на что ориентирует практика ВС.
Скорее всего, критически будет воспринято установление максимального срока для ознакомления с материалами дела — 15 рабочих дней, а также положение, что адвокат считается уведомленным о дате и времени судебного заседания, если такая повестка вручена подзащитному.
К методам устрашения наши следователи прибегать, конечно, не будут, но и от предлагаемых возможностей стороне защиты станет не до шуток.
Материалы по теме
Может ли государство преследовать умершего, которого местный суд признал невиновным, скажет БП ВС
15.12.2025
Под видом каникул детей продавали за границу
09.12.2025
Являются ли требования УПК к рассмотрению ходатайства об обыске формализмом, скажет ОП КУС
01.12.2025


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!