«Мы планируем увеличить штат следователей до 22 тысяч»
20 декабря украинская милиция отметила свой день рождения. В этом году профессиональный праздник стражей порядка совпал с месячным «юбилеем» вступления в силу нового УПК. События — в некотором роде взаимосвязанные, ведь после принятия нового кодекса функции МВД во многом меняются, и именно на этот правоохранительный орган ложится теперь основная нагрузка по осуществлению уголовных производств. Накануне Дня милиции начальник главного следственного управления МВД Василий ФАРИННИК в интервью «ЗиБ» рассказал о первых впечатлениях от работы по новым правилам уголовного процессуального законодательства, о том, как следователи собираются справляться с обрушившимся на них валом обращений, как функционирует Единый реестр досудебных расследований и как изменить отношение общества к людям в погонах.
«За 25 дней действия УПК количество внесенных в ЕРДР уголовных производств увеличилось в 5 раз»
— Василий Иванович, прошел месяц после вступления в силу нового УПК. И хотя делать какие-то глобальные выводы пока рано, возможно, вы могли бы поделиться первыми впечатлениями? Легче или сложнее стало работать милиции? Что из задуманного законодателем работает, как и было предусмотрено, а что идет не совсем так, как предполагалось? Какие ключевые проблемы в связи с этим вы бы назвали?
— Действительно, после вступления в силу нового УПК стали возникать некоторые проблемы, связанные с применением его норм. Например, были спорные ситуации, когда речь шла о несогласованности действий следователей, прокуроров и судей. Скажем, некоторые разногласия касались определения квалификации преступления, были дискуссии по поводу того, вносить или не вносить в Единый реестр досудебных расследований мелкие правонарушения, такие как кражи мобильных телефонов. Кроме того, пришлось определяться с дежурством в выходные дни для судей и прокуроров. В конце концов было принято решение о том, что и в местных прокуратурах, и в судах по одному человеку будет работать в субботу-воскресенье, чтобы давать разрешения на проведение следственных действий. Ведь, как вы знаете, новый УПК ограничил сроки проведения расследований, и затягивать тут никак нельзя. Да и у преступников не бывает выходных. Одним словом, разногласия касались каких-то технических, а не принципиальных моментов. Мы провели межведомственные совещания по этому поводу, и сейчас все вопросы уже решены.
В целом могу сказать, что новый УПК действует именно так, как и предполагал законодатель.
— МВД сейчас переданы полномочия по расследованию львиной доли преступлений. К тому же после отмены стадии возбуждения уголовного дела все сообщения о совершении правонарушений регистрируются автоматически, а это значит, что нагрузка на милицию возрастет в разы. Вы говорили, что планируется постепенно увеличить штат следователей на 5 тыс. человек. Будут ли приниматься какие-то другие меры в связи с увеличением нагрузки на следственный аппарат? Сколько всего следователей после окончания реформы будет работать в штате МВД?
— Вы правы, в связи со вступлением в силу нового УПК нагрузка на следственный аппарат органов внутренних дел значительно возросла. Ведь те обращения граждан, которые раньше «отсеивались» на первоначальном этапе, во время проведения доследственной проверки, теперь автоматически вносятся в единый реестр. В связи с этим мы хотим увеличить штат следователей с 15 тыс. до 20—22 тыс. человек. В настоящее время планируется снизить нагрузку на следственный аппарат за счет внутреннего штатного перераспределения, а также делегирования некоторых функций следователя представителям оперативных подразделений, что предусмотрено УПК. Уже принято решение о создании дополнительных 3 тыс. должностей в следственных подразделениях, сейчас идет процесс подбора сотрудников.
— Но ведь функции оперативного работника и следователя различаются. Будет ли проводиться какое-то переобучение оперативников, или же просто планируют отбирать тех из них, кто сможет выполнять работу следователя?
— Оперативники будут заниматься расследованием «наиболее легкой» категории преступлений, которые в дальнейшем будут называться уголовными проступками (соответствующий закон скоро должен быть принят). Что касается того, как будут отбирать тех, кто будет выполнять следственные функции, то это уже прерогатива начальника оперативного подразделения. Именно перед ним следователь ставит задачи, которые необходимо решить, а тот уже определяет, кто из его сотрудников будет их выполнять. То есть, по сути, изменилась только форма взаимодействия между следователем и оперработником.
— Насколько после вступления в силу нового кодекса стало больше зарегистрированных преступлений? Сбываются ли предварительные прогнозы о том, что количество проводимых ежегодно расследований после вступления в силу нового УПК увеличится примерно на 2,5 млн?
— Конечно, в связи с отсутствием стадии возбуждения уголовного дела количество уголовных производств и нагрузка на следователей значительно возросли. Так, за 25 дней действия УПК и нового порядка регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях количество внесенных в ЕРДР уголовных производств увеличилось в 5 раз по сравнению с количеством возбужденных уголовных дел за аналогичный период прошлого года.
— Нет ли проблем с работой Единого реестра досудебных расследований?
— Изначально были некоторые проблемы с работой ЕРДР (в основном технического характера), но благодаря своевременному вмешательству специалистов в данное время никаких трудностей не возникает.
— Сейчас доступ к электронной базе ЕРДР имеют огромное количество людей, к тому же при работе с компьютером есть определенные риски. Уже высказывались опасения, что может возникнуть утечка информации, конфиденциальные сведения могут попасть не в те руки. Как бы вы это прокомментировали? Можно ли этого избежать?
— На самом деле эти опасения не имеют особых оснований — ЕРДР надежно защищен от вмешательства в его работу посторонних лиц. Кроме того, в ближайшее время планируется использовать ЕРДР через внутреннюю (локальную) сеть, которая будет объединять МВД, прокуратуру, СБУ, ГНС, что вообще сделает невозможным вмешательство в его работу.
— Каким образом обычные люди смогут получать информацию из единого реестра? Нужно ли будет для этого делать какой-то запрос, обращаться в прокуратуру и т.д.?
— Согласно нормам УПК только участники уголовного производства в пределах предоставленных им прав могут знакомиться с материалами уголовного производства, а также получить выписку из ЕРДР. А граждане, которые не являются участниками уголовного производства, не имеют доступа к его материалам. В случае если необходимо получить какую-либо информацию из ЕРДР, нужно обращаться с соответствующим запросом, который будет рассмотрен в порядке, предусмотренном законом «Об обращениях граждан».
«Отмена института дополнительного расследования положительно повлияет на работу следственных органов»
— Накануне вступления в силу нового УПК МВД проводило тренинги по изучению кодекса, но в ноябре на заседании парламентского Комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности представитель министерства отметил, что прогресс в этом отношении пока небольшой. Насколько сейчас рядовые сотрудники МВД готовы применять положения нового кодекса?
— В связи со вступлением в силу УПК МВД проводило подготовку к работе в новых условиях. Личный состав правоохранительных органов мотивирован надлежащим образом и в профессиональном плане полностью готов к применению положений нового кодекса. Более того, разъяснительная работа продолжается, в частности создается межведомственная рабочая группа по обсуждению проблемных вопросов применения положений УПК на практике, функционирует форум главного следственного управления. Форум — это, по сути, внутренняя электронная сеть, которая объединяет все следственные подразделения милиции. Создан он для того, чтобы наши сотрудники могли задавать интересующие их вопросы по поводу работы в условиях нового УПК. Ответ на каждый вопрос тщательно готовится, согласовывается с руководством, обобщается. Кроме того, на форуме мы разместили образцы процессуальных документов, 10 разных вариантов макетов уголовных производств — все для того, чтобы людям было легче понять суть УПК и то, как по нему работать. В дальнейшем мы планируем, что эта сеть станет общедоступной и зайти в нее, задать вопрос, получить разъяснения сможет любой гражданин.
— А как вы относитесь к отмене института дополнительного расследования? Не испортит ли эта новелла показатели работы милиции, ведь теперь у следствия уже не будет второго шанса исправить недоработки, отправив дело на ДР?
— Наоборот, я считаю, что отмена института дополнительного расследования положительно повлияет на работу следственных органов. Ранее недостатки следственной работы выявлялись прокурором или судом, в результате чего дела возвращались на дополнительное расследование. Учитывая новый порядок уголовного производства, в котором прокурор выполняет функцию процессуального руководства досудебным расследованием, а суд дает разрешение на избрание мер обеспечения уголовного производства, в том числе всех мер пресечения, а также на проведение негласных следственных (розыскных) действий, законодатель предусмотрел более тесную процессуальную связь между следователем, прокурором и судом, нежели это определялось положениями УПК 1960 года. Отныне ответственность за принятое решение разделяется поровну между МВД, прокуратурой и судом. Теперь нельзя сказать, что во всем виновата милиция, ведь сейчас все решения, связанные с проведением негласных следственных (розыскных) действий, избранием мер обеспечения уголовного производства, в том числе и мер пресечения, согласовываются с прокуратурой и судом.
— После вступления в силу нового УПК полученные милицией на первоначальном этапе объяснения больше не будут являться доказательством в суде. К тому же исчезает доследование. МВД, очевидно, придется повысить качественные показатели работы. За счет чего планируете это сделать?
— МВД уже давно не работает на показатели, для нас главное — репутация сотрудников милиции и оценка их работы населением. Поэтому улучшение показателей не является для нас приоритетом. Работа МВД оценивается по реальным показателям, поэтому у нас нет необходимости их искусственно завышать.
— Теперь для проведения негласных следственных действий требуется санкция суда (если речь не идет о преследовании особо опасного преступника или о спасении человека). Не усложнит ли это жизнь следователям?
— Основной целью принятия нового УПК является соблюдение прав граждан, в связи с чем и были приняты нормы, предусматривающие получение разрешения на проведение некоторых ограничивающих конституционные права граждан следственных (розыскных) и негласных следственных (розыскных) действий только у следственного судьи и с согласия прокурора. Что касается усложнения работы следователя, то я так не думаю: поскольку и раньше многие следственные действия проводились только с разрешения суда, то процедура не сильно изменилась, изменились сами следственные (розыскные) и негласные следственные (розыскные) действия. Например, вместо очной ставки появился одновременный допрос нескольких людей. Это очень экономит время: мы теперь можем допрашивать одновременно и двух, и пятерых людей. Было введено понятие перекрестного допроса. Изменились названия некоторых следственных действий. Например, воспроизведение обстановки и обстоятельств происшествия называется теперь следственным экспериментом, предъявление обвинения — сообщением о подозрении и т.д. Роль следователя существенно возросла: теперь только он имеет право давать оперативному подразделению поручение проводить негласные следственные действия, причем только после получения соответствующей санкции суда.
— Воплощение в жизнь многих новелл требует немалых финансовых вливаний. Министр, например, недавно заявил, что МВД необходимо дополнительно около 1 млрд грн. для закупки компьютеров, браслетов для применения такой меры пресечения, как домашний арест, переоборудования следственных комнат и изоляторов временного содержания. Насколько, по-вашему, реально внедрить все предложенные УПК новшества?
— Действительно, для полноценной реализации положений принятого УПК необходимы значительные финансовые вливания. Вопрос о выделении необходимых средств обсуждался на заседаниях Кабинета Министров, и соответствующие предложения мы подали в Правительство для того, чтобы их учли при составлении государственного бюджета на 2013 год.
«В 2012 году были взяты под стражу около 35 тыс. человек, в следующем эта цифра должна уменьшиться»
— Следствие теперь должно обосновывать применение той или иной меры пресечения. В то же время адвокаты жалуются, что обоснование остается по-прежнему формальным и наиболее популярная мера пресечения у правоохранителей — содержание под стражей. Что это — старые стереотипы?
— Обоснование той или иной меры пресечения ложится на плечи следователя и прокурора. Вопрос же об избрании меры пресечения (не только содержания под стражей, а и любой другой) решается исключительно судом. Если суд соглашается с доводами стороны обвинения, значит, избрание другой меры пресечения действительно является нецелесообразным, и оно достаточно обоснованно, ведь при этом учитывается большое количество факторов.
— Кодекс вводит новые альтернативные меры пресечения. Какая из них, по-вашему, наиболее перспективна в условиях Украины?
— Вопрос об избрании меры пресечения решается в каждом отдельном случае индивидуально, учитывается, как я уже сказал, множество факторов, поэтому определять перспективу применения той или иной меры пресечения, я считаю, неправильно. Могу только сказать, что согласно новому УПК взятие под стражу должно применяться только в исключительных случаях. В 2012 году были взяты под стражу около 35 тыс. человек, в следующем, по нашим расчетам, эта цифра должна существенно уменьшиться. Чаще будут применяться альтернативные меры пресечения — домашний арест, залог, поручительство.
— В связи с тем, что многие дела были возбуждены, когда действовал старый кодекс, а продолжают расследоваться, когда уже вступил в силу новый, по словам адвокатов, иногда возникает путаница — скажем, с определением процессуального статуса и т.д. Как вы можете прокомментировать ситуацию с расследованием дел, возбужденных до 20 ноября 2012 года, возникают ли тут какие-то технические сложности?
— Уголовные дела, возбужденные до 20 ноября 2012-го, перерегистрированы в ЕРДР и в соответствии с требованиями «Переходных положений» Уголовного процессуального кодекса расследуются согласно его нормам. Каких-либо существенных проблем в этом направлении нет.
— Не секрет, что большинство сотрудников правоохранительных органов привыкли работать по старому кодексу, который имел ярко выраженный обвинительный уклон, у большинства из них сформировалась определенная ментальность. Как собираетесь ее менять?
— Руководство МВД уже давно осуществляет системную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя проведение дней дисциплины, занятий по изучению нормативно-правовой базы деятельности органов внутренних дел, положений нового УПК.
— Как вы относитесь к идее создания единого следственного органа?
— Лично я положительно отношусь к такой новации. Идея создания единого следственного органа обсуждается достаточно давно, и я считаю, что это целесообразно, так как позволит полностью защитить следователя от оказания на него какого-либо влияния. Для этого нужно изучить зарубежный опыт и провести большую работу.
— Наблюдается некая тенденция — после совершения резонансного преступления (например, расстрела милиционеров бандой Дикаева и последующего штурма в Одессе, преступлений в Днепропетровске и т.д.), как правило, летят головы региональных начальников. Не является ли это попыткой возложить ответственность за происходящее на конкретного человека и таким образом успокоить общественность?
— Нет, это не соответствует действительности. Такие решения не связаны с попыткой возложить на кого-либо ответственность за происходящее. Просто при проведении мероприятий, направленных на выявление и расследование резонансных преступлений, как никогда проявляются качества руководителя — умение организовать работу, поставить необходимые задачи, определить исполнителей, принять правильные решения в кратчайшие сроки. К сожалению, не все руководители, как оказывается, с этим справляются, поэтому и приходится принимать в отношении них кардинальные решения.
— Каким образом, по вашему мнению, можно европеизировать украинскую милицию и повысить ее престиж в глазах обычных граждан?
— Этот процесс начат уже давно. Мы постепенно отошли от оценки работы на основании показателей, которые не всегда соответствуют действительности. В данное время для руководства МВД главное — качественная работа сотрудников и позитивная ее оценка населением. Для этого мы применяем ряд мер, которые направлены на повышение морального, профессионального уровня сотрудников милиции, проводим соответствующие занятия, принимаем зачеты.
Не надо забывать и о повышении материального обеспечения сотрудников милиции, которое в данный момент по-прежнему оставляет желать лучшего. Это, безусловно, в значительной мере изменит отношение рядовых милиционеров к работе, а также повысит престиж профессии в целом. В данном направлении нами также ведется работа.
— Что бы вы в преддверии профессионального праздника пожелали коллегам?
— Хочу поздравить всех сотрудников милиции с профессиональным праздником — Днем милиции и пожелать им, их родным и близким крепкого здоровья, неиссякаемых сил и энергии, семейного благополучия, дальнейших успехов, творческого вдохновения в работе во имя процветания Украины. Пусть согревает вас тепло человеческой благодарности за добрые дела, совершенные вами на ниве правоохранительной деятельности!
Василий Фаринник: Отмена института дополнительного расследования положительно повлияет на работу следственных органов
Материалы по теме
Продление сроков досудебного расследования в объединенных уголовных производствах – мнение адвоката
09.09.2024
Почему рецензия выводов эксперта не является вновь открывшимся обстоятельством, пояснил ВС
02.09.2024
Комментарии
Если форум — это, по сути, внутренняя электронная сеть, которая объединяет все следственные подразделения милиции и ориентирована на запросы сотрудников – это одно дело. Если для разъяснения работы гр…