Военных прокуроров переименуют и «разжалуют» в гражданские
В Украине скоро не останется военных прокуроров. Во всяком случае, называться они теперь будут по-другому. Решение о ликвидации военных прокуратур было принято по итогам расширенного заседания коллегии ГПУ. Незадолго до этого соответствующая поправка была предложена к готовящемуся ко второму чтению проекту Уголовного процессуального кодекса. По-видимому, в Генеральной прокуратуре решили идти в ногу со временем и сами начали реформу.
Ликвидировать нельзя сохранить
О необходимости реформирования военных прокуратур говорили уже давно. Но до поры до времени дальше разговоров дело не шло. Более предметно об этом заговорили, когда начался процесс реформирования уголовной юстиции. Во-первых, появился законопроект о внесении поправок в закон «О прокуратуре», который не предусматривал существование военных прокуратур. Об их ликвидации говорится и в одной из недавно внесенных в проект нового УПК поправок. Во всеуслышание заявил о запланированной реформе, так сказать, озвучил ее для общественности советник Президента — руководитель главного управления по вопросам судоустройства АП Андрей Портнов в интервью газете «Зеркало недели». Это заявление вызвало бурную реакцию со стороны отставных военных прокуроров. Ветераны обратились с открытым письмом к Президенту, Генпрокурору и секретарю СНБО, в котором выразили сомнения по поводу необходимости решать проблему таким радикальным способом. По их словам, институт военных прокуроров существовал на территории Украины с XVI века. Аналогичные службы есть в США, Канаде, Германии, Франции, Польше, Словакии, Венгрии, Хорватии и большинстве постсоветских стран и эффективно выполняют свои функции.
«В своей деятельности подконтрольные им подразделения руководствуются положениями уставов, что требует от военных прокуроров множества специальных знаний и владения спецметодиками проведения проверок, отсутствующих у сотрудников обычных прокуратур, — утверждают ветераны. — Надо отметить, что данные о дислокации, численности, вооруженности, боевой и специальной технике ВСУ, мобилизационной готовности, морально-психологическом состоянии войск составляют военную тайну. Для военнослужащих как специального субъекта ст.422 УК за ее разглашение установлена уголовная ответственность. Действие этой нормы не может распространяться на гражданских лиц, в том числе и прокуроров, что может привести к безнаказанности за распространение военной тайны». По мнению подписантов, в феврале 2012 года Президент — Верховный главнокомандующий Вооруженными силами обрисовал приоритеты для военного ведомства, среди которых — борьба с расточительством и коррупцией в военной среде. И в такой ответственный период необходим эффективный надзор за соблюдением законов. «Но только бесконтрольности могут добиться те, кто хочет ликвидировать украинскую систему военных прокуратур общей численностью всего 417 оперативных сотрудников. Для сравнения: в прокуратуре Киева работают 690 человек», — резюмируют ветераны.
Похожие сомнения высказали бывшие сотрудники ВП и во время общественных слушаний по поводу подготовки УПК ко второму чтению. Насколько оправданы опасения людей, которые всю жизнь проработали в военных прокурорах? Для чего понадобилось затевать их ликвидацию?
Прокурорские метаморфозы
Начнем с того, что сегодня военная прокуратура в системе ГПУ напоминает летучую мышь из сказки, которая никак не могла определиться, кто же она — птица или зверь. С одной стороны, все военные прокуроры — военнослужащие, находятся «на довольствии» Министерства обороны, которое выплачивает им зарплату, обеспечивает служебными помещениями, транспортом, средствами связи, выделяет им квартиры. При этом они считаются откомандированными в ГПУ и подчиняются Генпрокурору. А в действующем законе «О прокуратуре» о военных прокурорах говорится в ст.13. Таким образом, получается, что военные прокуроры надзирают за ведомством, которое их кормит и поит. Своего рода правовой нонсенс. И хотя сами представители подразделения утверждают, что подчиняются только Генпрокурору и их связь с Минобороны лишь формальная, такой надзор со стороны выглядит довольно странно. У нас, конечно, все возможно, но, по мнению инициаторов реформы, ликвидация военной прокуратуры должна состояться.
Такая же точка зрения высказывалась и на вышеупомянутой коллегии ГПУ. «Принятое решение направлено на то, чтобы военные прокуроры не зависели от военных командиров, министра обороны, органов военного управления и т.д. Сегодня они в некоторой степени зависимы от оборонного ведомства. Во всяком случае, так говорят те, кто высказывается против существования военных прокуратур в нынешней форме. Решение коллегии ГПУ направлено на усиление независимости прокурора, ограждение его от какого-либо влияния извне», — объяснил «ЗиБ» начальник главного управления военных прокуратур ГПУ Юрий Вийтев.
К тому же проект нового УПК предусматривает лишение прокуратуры следственных функций. Очевидно, эту реформу будет проще осуществлять, когда все прокурорские кадры будут де-факто и де-юре находится в подчинении ГПУ. Остается открытым вопрос, касающийся военной тайны, но, очевидно, эту проблему можно будет урегулировать законодательно.
Кстати, как выяснилось, никаких радикальных изменений реорганизация военным прокурорам не сулит. С них только снимут погоны и окончательно выведут из системы Минобороны, они напрямую будут подчиняться ГПУ. Соответственно, деньги, которые выделялись из бюджета на военных прокуроров Министерству обороны, будут направляться в ГПУ. Поменяется и «вывеска» — теперь военные прокуратуры будут называться специализированными прокуратурами по надзору за соблюдением законов в воинских формированиях. Правда, эта реорганизация произойдет только после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство. Во всяком случае, это было анонсировано на коллегии ГПУ. «Необходимо изменение правового статуса военных прокуроров и следователей, решение вопросов, связанных с обеспечением их жильем… Осуществление таких мер требует комплексного подхода и изменений в законодательном регулировании деятельности прокуратур, на которые возлагается надзор за соблюдением законов в воинских формированиях», — сообщили «ЗиБ» в пресс-службе ГПУ. «Запланированные изменения в ст.13 закона «О прокуратуре» предусматривают, что Генпрокурор в случае необходимости может создавать специализированные прокуратуры на правах областных, городских, межрайонных и т.д.», — объяснил Ю.Вийтев. Это дополнение даст возможность безболезненно преобразовать военные прокуратуры в специализированные, не потеряв при этом кадровый потенциал.
Кстати, разногласий с оборонным ведомством по поводу заявленных изменений не было — новый министр обороны Дмитрий Саламатин к запланированным переменам отнесся позитивно.
Принятое на коллегии решение во многом показательно. Во-первых, Генпрокуратура сделала первый, так сказать, упреждающий шаг еще до принятия нового УПК. Очевидно, в ГПУ решили заранее подготовиться к законодательной «революции». Во-вторых, похоже, что это изменение — только первая ласточка. Ведь на фоне других правоохранительных ведомств именно прокуратуру после вступления в силу нового УПК ожидают самые масштабные метаморфозы. И очевидно, ГПУ хочет продемонстрировать, что она готова меняться.
Прямая речь
Валерий ПИСАРЕНКО, народный депутат Украины
— Ликвидация военных прокуратур свидетельствует о том, что в прокуратуре позитивно восприняли реформаторские тенденции в сфере уголовного судопроизводства, поддержали и своевременно отреагировали на грядущие преобразования. И тот факт, что руководство ГПУ готово к внутренним изменениям, можно лишь приветствовать. А ликвидация военных прокуратур — это давно назревший шаг, вызванный необходимостью европеизации нашего судопроизводства.
Юрий ВИЙТЕВ, начальник главного управления военных прокуратур ГПУ:
—Эта реформа направлена на то, чтобы усилить независимость прокурора, оградить его от влияния извне, в частности от влияния военных командиров, министра обороны и т.д. Сегодня реформирование военных прокуратур происходит и в других государствах. Например, в Польше и Венгрии, где тоже существуют такие подразделения, говорят об их ликвидации. Мы же говорим об их реформировании. Так что ничего страшного в этом нет.
Кирилл КАЗАК, адвокат, партнер ЮК «КПД Консалтинг»
— Специализированные прокуратуры, которые собираются создать в системе прокуратуры, смогут заменить военные при соблюдении следующих условий: сохранении имеющегося кадрового потенциала; наличии у вновь созданных специализированных прокуратур необходимого объема полномочий, надлежащей организационной и материально-технической базы. В начальном периоде работы вероятность проблем очень велика. Сохранение эффективности надзора за военнослужащими и расследования дел с военной спецификой можно обеспечить только при сохранении старых кадров, надлежащем обеспечении работы прокуратур и контроле за их деятельностью.
Вообще, военные прокуратуры существуют в таких развитых странах, как США, Великобритания, Италия, Испания, Израиль. Прямых европейских норм, запрещающих существование военных прокуратур не существует, поэтому нет оснований говорить, что военные прокуратуры по европейским нормам находятся «вне закона».
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.31 МБ)
Материалы по теме
Продление сроков досудебного расследования в объединенных уголовных производствах – мнение адвоката
09.09.2024
Почему рецензия выводов эксперта не является вновь открывшимся обстоятельством, пояснил ВС
02.09.2024
Прокурор убеждал ВРП, что не знал о содержимом пакета, который на праздник принес следователь
20.08.2024
Комментарии
Шановний автор!В українському законодавстві поняття військова таємниця відсутнє.