Как добиться в суде предельного размера компенсации расходов на услуги юриста
Недавно глава государства подписал закон №4191-VI «О предельном размере компенсации расходов на правовую помощь в гражданских и административных делах». Как отразится содержание документа на работе адвокатов и частнопрактикующих юристов — попробуем разобраться.
Размер имеет значение?
Закон №4191-VI реализует положения ч.2 ст.84 ГПК и ч.3 ст.90 КАС, согласно которым предельный размер компенсации расходов на правовую помощь должен устанавливаться законом. До сегодняшнего дня вопрос регулировался постановлением Кабмина от 27.04.2006 №590 «О предельных размерах компенсации расходов, связанных с рассмотрением гражданских и административных дел, и порядке их компенсации за счет государства».
Вопрос оплаты работы юристов для многих прибегающих к их услугам людей является если не ключевым, то уж точно одним из самых важных. Услуги хорошего адвоката стоят немалых денег, поэтому бережливый клиент все просчитает. И только потом, если овчинка будет стоить выделки, обратится к специалистам в области права. Последним же не следует забывать простую истину: кроме оказания своевременной и профессиональной помощи, клиента можно заинтересовать выгодной для него ценовой политикой. В том числе возможностью вернуть часть потраченных на юристов денег.
Согласно закону размер компенсации, которую проигравшая сторона выплачивает стороне, в пользу которой принято решение по гражданскому делу, не может превышать 40% установленной законом минимальной месячной зарплаты за 1 час участия в деле лица, предоставлявшего правовую помощь. По состоянию на сегодняшний день, принимая во внимание положения закона о госбюджете на 2012 год, максимальный размер компенсации услуг юриста составляет 429,2 грн. за 1 час. Причем, по закону, правовая помощь ограничивается деятельностью адвоката в судебном заседании, во время совершения отдельных процессуальных действий вне судебного заседания, а также во время ознакомления с материалами дела в суде.
Однако, если сторона в гражданском или административном деле освобождена от оплаты расходов на правовую помощь, они компенсируются в размере, не превышающем 2,5% установленной законом минимальной заработной платы за 1 час работы. Другими словами, из государственного бюджета покрываются расходы на правовую помощь выигравшей стороне из расчета лишь 27 грн. за 1 час. Напомним: согласно упомянутому ранее постановлению Кабмина сумма компенсации была в два раза больше.
За что именно можно требовать компенсацію
Как отмечалось ранее, в законе прописаны конкретные случаи, когда сторона имеет право на компенсацию расходов за полученную правовую помощь: в судебном заседании, во время ознакомления с материалами дела в суде и при совершении отдельных процессуальных действий вне судебного заседания.
И если с компенсацией в первых двух случаях все предельно ясно, то в последнем могут возникнуть проблемы. Ведь, к сожалению, законодатель не уточняет, о каких именно процессуальных действиях вне судебного заседания идет речь. То есть суд на свое усмотрение будет принимать такое решение. Поэтому адвокатам придется как следует потрудиться, чтобы убедить суд в необходимости выплатить клиенту компенсацию за свои услуги. Ведь объем правовой помощи довольно широк, а само понятие закреплено лишь в законе «О бесплатной правовой помощи», предмет регулирования которого жестко ограничен и не связан с компенсацией предельного размера расходов на правовую помощь в гражданских или административных делах.
Не исключено, что суды станут применять аналогию права и со временем по этому вопросу будет сформирована определенная судебная практика. А пока юристам все же стоит придерживаться разумного подхода в предоставлении услуг, дабы у суда не возникло сомнений в том, что они необходимы клиенту.
Интересен и другой момент: исходя из каких критериев суд станет определять, кому компенсировать расходы в полном объеме, а кому нет? Можно предположить, что это будет как сложность дела, материальное положение сторон, так и работоспособность адвоката. Ведь если последний побывает только на одном судебном заседании из нескольких и большую часть документов процессуального характера, например, подпишет сам клиент, а не его представитель, сложно будет убедить суд в необходимости компенсировать расходы на такого юриста. И совсем иная ситуация, если адвокат, что называется, постоянно на виду.
Достаточно обоснованным является и определение размера компенсации: его привязали не к сумме гонорара адвоката, а к минимальной заработной плате. Это исключит возможность спекуляций со стороны защитника и его подопечного (например, когда через суд пытаются вернуть несуществующие и чрезмерно завышенные расходы на оплату таких услуг). А значит, клиент будет заинтересован не только в таком адвокате, который способен выиграть дело, но и в таком, который сможет убедить суд компенсировать расходы на правовую помощь в максимальном размере.
Приняли, да не учли
Еще один момент, на который стоило бы обратить внимание. Законом предусмотрено, что «компенсация расходов на правовую помощь выплачивается за счет государственного бюджета в пределах расходов, предусмотренных Государственной судебной администрацией Украины на осуществление правосудия местными общими и местными административными судами». Поэтому не совсем понятно, что произойдет, когда предусмотренные средства закончатся? Вариантов два: либо суды по негласному указанию перестанут присуждать такие выплаты, либо же последние будут осуществляться с отсрочкой. Поэтому адвокату, прежде чем обещать клиенту компенсацию его расходов, необходимо будет изучить соответствующую практику и реальное положение дел.
Достаточно дельными являются некоторые замечания главного юридического управления Верховной Рады, внесенные еще на стадии изучения законопроекта №8393, которые, однако, не были учтены. По мнению экспертов, закон не в полной мере регулирует вопросы компенсации расходов на правовую помощь. В частности, он не содержит механизмов реализации порядка выплаты стороне компенсации, а также выплаты компенсации расходов на правовую помощь по делам, которые рассматривались судами кассационной инстанции и ВС.
Подводя итог, следует отметить: клиенту необходимо объяснить, что он имеет гарантированное законом право на компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг адвоката. В свою очередь последний должен как следует изучить существующую судебную практику по вопросам удовлетворения требований о компенсации расходов на правовую помощь. Возможно, следует даже установить процент выплат в зависимости от конкретной категории дел для того, чтобы наиболее точно спрогнозировать сумму, с которой может согласиться суд. При улаживании указанных споров, в частности при расчете суммы компенсации за предоставление правовой помощи, адвокат должен в письменном виде, приложив доказательства, четко изложить, когда и какого рода была предоставлена помощь, указать подробный перечень составленных процессуальных и прочих документов, данных рекомендаций, задействованных для этого ресурсов и т.д.
ЗАКОН УКРАЇНИ
Про граничний розмір компенсації витрат на правову допомогу у цивільних та адміністративних справах
Цей Закон встановлює граничний розмір компенсації витрат на правову допомогу під час розгляду судами цивільних та адміністративних справ.
Стаття 1. Розмір компенсації витрат на правову допомогу у цивільних справах, в яких така компенсація виплачується стороні, на користь якої ухвалено судове рішення, іншою стороною, а в адміністративних справах — суб’єктом владних повноважень, не може перевищувати 40 відсотків встановленої законом мінімальної заробітної плати у місячному розмірі за годину участі особи, яка надавала правову допомогу, у судовому засіданні, під час вчинення окремих процесуальних дій поза судовим засіданням та під час ознайомлення з матеріалами справи в суді, що визначається у відповідному судовому рішенні.
Стаття 2. У разі якщо сторона у цивільній чи адміністративній справі звільнена від оплати витрат на правову допомогу, компенсація таких витрат виплачується стороні, на користь якої ухвалено судове рішення і яка не є суб’єктом владних повноважень, у розмірі, що не перевищує 2,5 відсотка встановленої законом мінімальної заробітної плати в місячному розмірі за годину участі особи, яка надавала правову допомогу, у судовому засіданні, під час вчинення окремих процесуальних дій поза судовим засіданням та під час ознайомлення з матеріалами справи в суді, що визначається у відповідному судовому рішенні.
Компенсація витрат на правову допомогу виплачується за рахунок державного бюджету в межах видатків, передбачених Державній судовій адміністрації України на здійснення правосуддя місцевими загальними та місцевими адміністративними судами.
Стаття 3. Прикінцеві положення
1. Цей Закон набирає чинності з 1 січня 2012 року.
2. Кабінету Міністрів України у двомісячний строк з дня набрання чинності цим Законом привести свої нормативно-правові акти у відповідність із цим Законом.
Президент України
В.ЯНУКОВИЧ
м.Київ,
20 грудня 2011 року
№4191-VI
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.79 МБ)
Бережливого клиента можно заинтересовать не только выгодной ценой правовых услуг, но и перспективой вернуть часть потраченных на юристов денег.
Материалы по теме
Как ВПЛ получить бесплатную правовую помощь
04.07.2023
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!