«Мы должны поддержать ВККС в построении независимой системы отбора кадров»
Сегодня много говорят о независимости судей. Каждый вкладывает в это понятие свое содержание, однако все понимают: о независимости будущих обладателей мантий нужно заботиться еще на этапе отбора кадров. Высшая квалификационная комиссия судей, которой закон «О судоустройстве и статусе судей» передал функцию отбора кадров для Фемиды, впервые в истории независимой Украины провела эту процедуру по общепринятым в мире правилам — на основе анонимного тестирования и квалификационного экзамена. Это первый шаг к созданию в нашей стране беспристрастной, объективной третьей ветви власти. Чтобы определить, какими должны быть следующие шаги в процессе реформирования отечественной судебной системы, ВККС решила посоветоваться с профессионалами. Это и было сделано на первой международной научно-практической конференции «ВККС: опыт, актуальные вопросы и перспективы».
Двойная ответственность
«Хочу разочаровать тех, кто надеялся услышать от меня романтические рассуждения о том, что ВККС удается на высоком уровне внедрять судебную реформу. Однако не намерен и отрицать наши достижения за год, признанные международным сообществом как значительный шаг к построению правового государства», — начал свое выступление председатель постоянно действующего органа Игорь Самсин.
По его словам, логический и взвешенный подход законодателя к определению роли комиссии в системе судоустройства придает «квалификационникам» уверенности в том, что они идут правильным путем. «Тем более что эксперты Венецианской комиссии год назад, проанализировав закон «О судоустройстве и статусе судей», пришли к выводу: ВККС отвечает международным стандартам. Такая оценка является прорывом для законодательной работы в сфере судебной реформы, в то же время доверие, выраженное европейскими экспертами, возлагает на комиссию двойную ответственность за результаты деятельности», — добавил И.Самсин.
Также он рассказал, что недавно находился с визитом в Страсбурге, где проходили слушания относительно судебных систем стран Восточной и Центральной Европы. На этом собрании был озвучен тезис о необходимости интеграции ВККС в систему органов судейского самоуправления.
«Я задумался над этим вопросом: можем ли мы сформировать систему судейского самоуправления, чтобы безболезненно вписать в нее комиссию? Сегодня у нас противоположная ситуация: судейское самоуправление интегрировано в ВККС, поскольку большинство членов из ее состава назначаются высшим органом самоуправления — съездом судей», — отметил председатель комиссии.
По его мнению, прежде чем ответить на поставленный вопрос, нужно определить, совместимы ли задачи деятельности ВККС и судейского самоуправления, не произойдет ли «интервенция» госоргана (ведь комиссия является органом государственной власти). «В этой ситуации может возникнуть замкнутый круг: судейское самоуправление назначает 6 членов постоянно действующего органа, который в свою очередь приобщается к работе в самоуправлении. Это вопрос для дискуссии», — отметил И.Самсин.
Говорил председатель ВККС и о независимости людей в мантиях: «Важной гарантией независимости судей является соответствующий уровень вознаграждения, социальной защиты и материального обеспечения». По его мнению, если обеспечить законников служебным жильем, предоставить им социальные гарантии, то в будущем не возникнет проблема обеспечения отечественной Фемиды судейскими кадрами.
Реформа шаг за шагом
Одним из основных докладчиков на мероприятии был советник Президента —руководитель главного управления по вопросам судоустройства Администрации Президента Андрей Портнов. Он не только рассказал участникам собрания о роли ВККС в «переформатировании» украинской Фемиды, но и поделился планами о дальнейших шагах «реставрации» судебной системы.
По словам А.Портнова, судебная реформа в Украине началась с инициативы Президента, который внес в Верховную Раду законопроект «О судоустройстве и статусе судей». 7 июля 2010 года парламент принял новые правила, придерживаясь которых отечественная Фемида стала работать более качественно и эффективно. Следующим шагом была работа над проектом нового Уголовного процессуального кодекса, который является фундаментом судебной реформы. Неотъемлемым элементом проведения изменений в нашей стране является принятие закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)» №9221. Пока мы ожидаем заключения Европейской комиссии «За демократию через право» относительно нового проекта УПК, нужно прибегать к краткосрочным коррективам.
Кстати, ожидается, что оценку Венецианской комиссии Украина получит в первой декаде ноября. Также есть надежда, что ВР до конца года успеет рассмотреть проект этого кодекса.
«Напомню, что парламент принял закон «О судебном сборе», который закладывает новые возможности для финансирования судебной системы. Благодаря главе Государственной судебной администрации были инициированы переговоры с Правительством, Министерством финансов, результатом которых стало то, что фактически впервые средства от судебного сбора будут направлены не в общий, а в специальный фонд госбюджета. По предварительным подсчетам, финансирование судебной власти сможет существенно увеличиться», — добавил советник Президента.
Также он сообщил, что на очереди еще несколько предложений Президента, которые будут внесены последним в парламент. Они касаются дальнейшей судебной реформы, но уже в аспекте деятельности органов прокуратуры и адвокатуры. Ожидается, что через несколько недель под председательством Виктора Януковича будет создана новая рабочая группа по вопросам реформирования органов прокуратуры и адвокатуры. Результатом ее деятельности должно стать внесение в парламент новых проектов законов об адвокатуре и прокуратуре.
«Еще очень рано говорить о результатах, однако стоит сравнить нынешнее состояние судебной системы и то, которое было до проведенных изменений. Во-первых, по рекомендации европейских экспертов законом «О судоустройстве и статусе судей» значительно уменьшены полномочия парламента и Президента. Вы помните, какая у нас была система назначения и избрания судей. Проводились определенные собеседования, происходило хождение судей в Комитет ВР по вопросам правосудия, к нардепам, в парламент. Как следствие, судьи фактически теряли часть своей независимости, обменивая ее на связи с влиятельными политическими силами», — отметил А.Портнов.
Сегодня можно констатировать: практически 100% решений Высшей квалификационной комиссии судей реализуются парламентом без промедлений, то есть постоянно действующий орган вносит предложения — ВР голосует.
Отбор ради укрепления независимости
По словам представителя АП, основной рекомендацией для дальнейшей деятельности ВККС было то, чтобы в ее состав входило большинство судей. Согласно реформе, инициатором которой был Президент, сегодня мы имеем именно такую комиссию: большинство в ее составе — судьи, она является независимой, что констатируют и международные организации, оказывающие Украине техническую помощь.
Полтора года назад в Украине существовали квалифкомиссии административных, хозяйственных, военных и общих судов, которые работали по разным правилам и методологии. Иногда ВККС, которая до осени 2010 года работала на общественных началах, по полгода не проводила заседаний из-за отсутствия кворума. Комиссия зависела от субъектов, которые формировали ее состав, например Президента и парламента. Последние могли внепроцессуальным способом влиять на ее решения.
В настоящее время эта «традиция», похоже, уже забыта, поскольку за год деятельности обновленной ВККС ни разу не приходилось слышать, что нет кворума, или о применении разных подходов к решению одинаковых вопросов.
«СМИ часто критикуют ВККС. Иногда эта критика конструктивна, иногда — нет. Вот, например, последние нападки на ВККС: ее обвиняли, что во время проведения конкурса на занимание вакантных должностей судей в списке потенциальных претендентов появились фамилии тех, чьи родители работают в судебной системе. В чем же проблема? Это просто судейские династии. Если, например, ребенок воспитывается в семье судьи Верховного Суда, что в этом плохого? Может, он изберет профессию слесаря или электрика, а возможно, тоже захочет стать судьей. В таком случае человеку придется пройти путь отбора. Поэтому мы должны поддержать ВККС в построении независимой системы отбора кадров», — отметил А.Портнов.
Также он обратил внимание на то обстоятельство, что впервые этот орган работает на постоянной основе. Ведь раньше члены комиссий работали по основному месту работы и только иногда собирались на заседания.
«Как член ВСЮ, хочу сказать: деятельность ВККС должна стать для нас образцом. К сожалению, первый не удалось сформировать по тому же принципу, что и ВККС, — чтобы большинство в нем составляли судьи, назначенные самими судьями. Ведь, в отличие от ВККС, формирование состава ВСЮ регулируется нормами Конституции», — сказал советник Президента. Однако и этот шаг будет в конце концов сделан, поскольку глава государства задекларировал перед европейскими институциями, что рекомендации Венецианской комиссии относительно деятельности ВСЮ будут учтены после того, как в Украине начнется работа по внесению изменений в Основной Закон.
Если до проведения судебной реформы решение Высшего совета юстиции мог отменить судья, ставший фигурантом дисциплинарного дела, то сегодня ситуация изменилась. Также уменьшилось количество рейдерских захватов. «Мы практически не слышим, например, о решении суда Тернопольской области, которое заблокировало проведение общего собрания акционеров на Днепропетровщине или Луганщине. Такие случаи стали исключениями, хотя несколько лет назад это было, так сказать, ежедневной практикой», — отметил А.Портнов.
Вскоре ВСЮ будет рассматривать решение ВККС относительно первого отбора судей. Ожидается, что конституционный орган выполнит эту функцию так, как ее выполняют Президент и парламент — без дополнительных опросов кандидатов. В таком случае можно будет утверждать, что судебная система продвинулась еще на один шаг к укреплению независимости. Дальше государство должно задуматься и над соответствующим уровнем вознаграждения, социальной защиты и материального обеспечения судей.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.5 МБ)
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!