При наличии оснований, предусмотренных в ч.3 ст.528 ГК, другое лицо без согласия должника может исполнить его обязательство. Правовым средством, обеспечивающим охрану прав такого лица, является переход к нему прав кредитора.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, отменяя предыдущие решения по делу №522/9760/22, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу истец обратился с иском к наследникам лица о взыскании долга. Отмечал, что он, согласно распискам, приложенным к материалам искового заявления, вернул деньги в сумме $32 тыс., которые наследодатель брала в долг у других лиц на лечение.
Суд первой инстанции в иске отказал, отметив, среди прочего, что никаких доказательств тому, что наследодатель получил средства в долг у указанных лиц в установленных суммах и на соответствующих условиях истцом не предоставлено. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В свою очередь КГС отметил, что исполнение обязанности может быть возложено должником на другое лицо, если из условий договора, требований этого ГК, других актов гражданского законодательства или сути обязательства не вытекает обязанность должника выполнить обязательства лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное по должнику другим лицом (ч.1 ст.528 ГК).
В зависимости от правовых последствий выполнения другим лицом обязанности должника оно делится на происходящее:
во-первых, без получения другим лицом прав кредитора (ч.1 ст.528 ГК). В таком случае имеет место передоверие, то есть возложение должником выполнения своего долга на другое лицо. Понятно, что возложение исполнения обязательства на другое лицо не делает его стороной в обязательстве и не создает для него никаких прав и обязанностей. Поэтому должник при этом остается стороной обязательства, и в случае его неисполнения или ненадлежащего исполнения другим лицом такая обязанность должна выполнить должником самостоятельно;
во-вторых, с переходом прав кредитора к другому лицу (ч.3 ст.528 ГК). При наличии оснований, предусмотренных в этой части, другое лицо без согласия должника может выполнить его обязанность. Правовым средством, обеспечивающим охрану прав такого лица, является переход к нему прав кредитора.
Обязательство должника может быть им возложено на другое лицо, однако поручение исполнения не влечет замену должника в обязательстве. При этом должник сохраняет свой правовой статус, возлагая на третье лицо только обязанность выполнить фактические действия (см. пункт 8.22 постановления БП ВС от 22.02.2022 по делу №761/36873/18).
В то же время КГС отметил, что в данном деле суды не установили, на каком правовом основании заявлен иск. Также без внимания судов осталось то, что неправильная юридическая квалификация истцом и ответчиками спорных правоотношений не освобождает суд от обязанности применить для разрешения спора надлежащие предписания юридических норм.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!