Заключение договоров дарения во избежание ответственности по своим же обязательствам не является тем обстоятельством, с которым законодательство связывает возможность признания его недействительным на основании заключения под влиянием тяжелого обстоятельства, обмана или фиктивности.
Об этом заявил Кассационный гражданский суд, оставляя в силе предыдущие решения по делу №607/11806/23, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу муж обратился с иском к жене, третье лицо — частный нотариус, о признании сделок недействительными. Отмечал, что подарил жене столярный цех со вспомогательными зданиями и земельный участок, приобретенный на средства его матери. Последняя согласия на заключение этих договоров не давала, а сделки были заключены под уговоры жены из-за наличия производств о взыскании с него долга перед ООО.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, в иске отказал. Отметил, в частности, что доводы истца о том, что оспариваемые сделки совершены под влиянием тяжких обстоятельств (угроза потери имущества, открытые исполнительные производства, судебные производства по взысканию более 6 млн грн.) и с единым умыслом сохранить имущество и в будущем передать дочери, безосновательны. Утверждение истца и его матери о том, что имущество было приобретено за ее средства с условием передать дочери по достижении ею совершеннолетия, что установлено решением суда, также не принято во внимание, поскольку предметом иска по этому делу была долговая расписка.
В свою очередь, КГС отметил, что истец, считая, что договор дарения совершается под влиянием тяжелых обстоятельств, в самом договоре указал обратное, чем допустил противоречивое поведение. А утверждение о том, что спорные договоры противоречат взятым им обязательствам перед матерью, кассационный суд отклоняет, поскольку правовые последствия не исполнения истцом перед своей матерью обязательств распространяются исключительно на него, а не на других участников гражданского оборота.
В то же время, судьи Василий Крат и Дмитрий Гудыма в особом мнении отметили, что, учитывая безвозмездность договора дарения и отсутствие со стороны одаренного встречного предоставления для дарителя, условия такого договора фактически не с чем сравнивать. Иными словами, такие условия нельзя квалифицировать как крайне невыгодные. Поэтому договор дарения нельзя признать недействительным на основании ст.233 ГК.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Как суд быть с апелляцией, поступившей после окончания апелляционного рассмотрения дела — ВС
21.10.2025
Как взыскиваются алименты с осужденных
16.10.2025
Можно ли обжаловать отказ в восстановлении срока на пересмотр заочного решения, скажет БП ВС
22.09.2025
Аукцион с одним покупателем: есть ли у горсовета право не продавать объект, скажет ОП КХС
08.09.2025
Преимущества оформления договора займа
08.09.2025


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!