Принятие проекта закона №6013 «Об особенностях регулирования предпринимательской деятельности отдельных видов юридических лиц и их объединений в переходный период» может дестабилизировать правовую систему и создать хаос в сфере хоздеятельности.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Об этом шла речь во время IV Форума общественной поддержки проевропейских правовых реформ, организованного Институтом экономико-правовых исследований им. Мамутова НАН Украины, Украинским союзом промышленников и предпринимателей, ОО «Координата», кафедрой экономического права и экономического судопроизводства Учебно-научного института права КНУ им. Т.Шевченко.
Участие в мероприятии приняли председатель Комитета НААУ по вопросам хозяйственного права и процесса Анна Осетинская и ее заместитель Александр Черных.
Наибольшее внимание участников форума привлекли риски принятия законопроекта №6013. Ведь он, по мнению участников, содержит ряд положений, противоречащих Конституции Украины и принципу верховенства права. Так, прекращение деятельности коммунальных предприятий, закрепленных в статьях 142 и 143 Конституции, лишит органы местного самоуправления возможности выполнять свои функции в интересах местных общин. Такой подход нарушает конституционные гарантии местного самоуправления и может привести к социальной напряженности, особенно в условиях войны.
Также законодательная инициатива создает угрозы национальной экономической безопасности в условиях военного положения и послевоенного восстановления. Отмена Хозяйственного кодекса лишает правительство инструментов для систематизированного регулирования экономических действий. Это усложнит государственное вмешательство в экономику в интересах национальной безопасности, что особенно важно в условиях войны.
Коррупционные риски, возникающие в результате отмены ограничений на распоряжение государственным имуществом, также представляют серьезную угрозу. Законопроект предлагает правовой режим узуфрукта, не отвечающий украинским правовым реалиям и не учитывающий специфику управления государственным и коммунальным имуществом.
Кроме того, положения законопроекта противоречат европейским подходам к правовому регулированию хозяйственной деятельности. В ЕС существует четкое разграничение между гражданским и коммерческим кодексами, тогда как законопроект предлагает уничтожить это разграничение. Это может вызвать терминологические коллизии с международными соглашениями, в частности, с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.
О низком качестве законопроекта также свидетельствует факт нарушения регуляторных процедур. Его реализация потребует значительных расходов из Государственного бюджета, которые не были учтены.
А.Черных обратил внимание на необходимость применения международного опыта широкого привлечения адвокатов и судей к разработке законодательства, а также возможности предоставления судебной ветви власти полномочий законодательной инициативы по примеру Соединенного Королевства. Также обратил внимание, что попытки радикального непроработанного реформирования во время войны опасны, в том числе и по изменению контроля над предприятиями оборонной отрасли или открытию возможностей для рейдерского захвата предприятий оборонного, аграрного, инфраструктурного секторов экономики.
Следовательно, законопроект в целом не отвечает требованиям правовой предсказуемости и определенности. Документ не содержит четкой характеристики предмета и цели правового регулирования, что может создать неразбериху в хозяйственном законодательстве. Это негативно повлияет на инвестиционный климат и предпринимательскую деятельность в Украине, в частности, из-за декодификации хозяйственного законодательства. Альтернативой должно стать усовершенствование действующего Хозяйственного кодекса с учетом потребностей бизнеса и евроинтеграционных приоритетов Украины.
.
Материалы по теме
У налогоплательщика нет эффективного способа защититься от незаконной проверки — адвокат Бевза
25.10.2024
Основания для отвода, недопустимые доказательства, право на апелляцию – обзор практики КХС
11.09.2024
Фраудаторная сделка и добросовестный приобретатель: что следует учитывать судам, указал ВС
22.07.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!