Ничтожным может быть корпоративный договор, не отвечающий требованиям ч.1 ст.7 закона об ООО о безвозмездности и совершении его в письменной форме, а не в отношении сторон, заключивших такой договор,
На это обратил внимание Кассационный хозяйственный суд, изменив мотивировочную часть предыдущих решений по делу №906/739/23, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу истец и ответчик заключили договор купли-продажи доли в уставном капитале, согласно п.1 которого продавец, являющийся собственником доли в размере 100%, продает, а покупатель принимает в собственность долю в размере 90% и обязуется уплатить ее стоимость на условиях, установленных настоящим договором. В тот же день стороны подписали корпоративный договор, в котором оговорено, что он заключается в обеспечении поручительства участника-1 перед участником-2 за исполнение договора займа, заключенного между участником-2 и физическим лицом.
Впоследствии покупатель обратился в суд с иском, в котором отмечено, что на день заключения корпоративного договора он не был участником общества и соответственно не мог подписать корпоративный договор. Следовательно, корпоративный договор недействителен, поскольку он заключен вопреки требованиям ч.1 ст.7 закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»
Решением хозяйственного суда, оставленм в силе постановлением апелляционного суда, в удовлетворении иска отказано, поскольку оспариваемый корпоративный договор ничтожен в силу закона.
Однако, КХС отметил, что заключение в один день договора купли купли-продажи доли, подписание акта приемки-передачи доли, а также заключение корпоративного договора, свидетельствует, что истец осознавал заключение такого договора до момента получения статуса участника ООО. В то же время нормы ч.1 ст.7 закона (в редакции, действующей на дату подписания корпоративного договора) прямо не определяют, что сторонами корпоративного договора могут быть только участники общества, а истец не доказывает, что такой договор нарушает его права и законные интересы, в частности корпоративные, или заключен с нарушением других норм действующего законодательства, в частности стст.203, 215 ГК.
Следовательно, КХС пришел к выводу, что при таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для признания недействительным корпоративного договора. Так что в удовлетворении иска необходимо отказать по безосновательности.
Кроме этого дела в обзор практики КГС за июль 2024 включены и другие. Так, в постановлениях по делам о банкротстве сформулированы правовые выводы об:
обязательстве банка, который находится в процедуре ликвидации и является кредитором должника, по оплате денежного вознаграждения арбитражному управляющему;
определении надлежащего истца по делам о возложении солидарной ответственности по обязательствам общества на основании ч.4 ст.50 закона «О хозяйственных обществах».
В постановлениях по делам о корпоративных спорах, корпоративных правах и ценным бумагам содержатся выводы относительно:
компетенции общего собрания ОСМД определять порядок уплаты, перечень и размер взносов и платежей совладельцев дома;
принудительного отчуждения корпоративных прав и акций в пользу государства в условиях военного положения.
В постановлениях по делам о земельных отношениях и праве собственности изложены правовые выводы относительно:
последствий подписания участником земельных торгов документов не квалифицированной электронной подписью;
отсутствия оснований для установки на территории островов границ прибрежных защитных полос.
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
У налогоплательщика нет эффективного способа защититься от незаконной проверки — адвокат Бевза
25.10.2024
Основания для отвода, недопустимые доказательства, право на апелляцию – обзор практики КХС
11.09.2024
Фраудаторная сделка и добросовестный приобретатель: что следует учитывать судам, указал ВС
22.07.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!