Применение доктрины venire contra factum proprium является средством для недопущения недействительности оспариваемого сделки вопреки принципу добросовестности, а не основанием для признания ее недействительной.
На это обратила внимание коллегия Кассационного гражданского суда по делу №357/7734/18, сообщает «Закон и Бизнес».
Спор по этому делу касался признания недействительным договора аренды земли и отмены решения государственного регистратора о государственной регистрации права аренды.
Истец указывал, что заключенный между ответчиками договор аренды земельного участка противоречит действующему законодательству и нарушает права арендатора, поскольку предварительный договор аренды является действующим, не признан недействительным и не расторгнут сторонами, поэтому ответчик не имел права передавать участок в аренду другому лицу.
КГС отклонил аргументы кассационной жалобы о том, что «поведение лица противоречит его предыдущему поведению, и это является основанием для признания недействительным оспариваемого договора. Коллегия напомнила, что поведением, противоречащим добросовестности и честной деловой практике, является, в частности, поведение, не соответствующее предварительным заявлениям или поведению стороны, при условии, что другая сторона, действующая себе во вред, разумно возлагается на них».
В то же время применение доктрины venire contra factum proprium является средством для недопущения недействительности оспариваемого сделки вопреки принципу добросовестности, а не основанием для признания его недействительным.
Кроме этого дела в обзор практики Верховного Суда по применению принципа доброй совести и доктрины venire contra factum proprium в гражданских спорах вошли ряд других.
Среди них — выводы относительно:
применения принципа добросовестности при признании недействительным договора, заключенного одним из супругов без согласия второго;
значения добросовестности при недействительности сделки с участием юридического лица;
нарушения добросовестности и «интервенции» в чужих договорных отношениях;
применения принципа добросовестности при обретении прав на недвижимое имущество;
значения доктрины venire contra factum proprium в области наследования и т.п.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!