Отсутствие механизма реализации права, предусмотренного законом, в частности, по перечню документов, необходимых для назначения пенсии, не может являться основанием для лишения или ограничения этого права.
Это подчеркнул Кассационный административный суд, отменяя предыдущие решения по делу №280/6884/21 и принимая новое, информирует «Закон и Бизнес».
Истец обратился в орган Пенсионного фонда с заявлением о переводе его с пенсии по инвалидности на пенсию по закону «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.1991 №796-XII.
Судами предыдущих инстанций установлено, что истец имеет статус участника ликвидации ядерных аварий (категория 3). В удостоверении отмечено, что он имеет право на льготы и компенсации, установленные законом для участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
КАС отметил, что согласно ч.1 ст.55 закона №796-XII лицам, работавшим или проживавшим на территориях радиоактивного загрязнения, пенсии предоставляются с уменьшением пенсионного возраста, установленного ст.26 закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при наличии соответствующего страхового стажа, уменьшенного количество лет уменьшения пенсионного возраста, но только 15 лет страхового стажа.
В то же время, законодательством не предусмотрен перечень документов, которые должно подать лицо, являющееся участником ликвидации ядерных аварий для подтверждения особого статуса, предоставляющего ему право на назначение пенсии в соответствии с нормами ст.55 закона №796-XII.
Анализ положений п.3 ч.1 ст.9, ч.4 ст.14 закона №796-XII, пп.1, 4 Порядка отнесения граждан из тех, кто участвовал в ликвидации других ядерных аварий, в ядерных испытаниях, в военных учениях с применением ядерного оружия или пострадавших при других обстоятельствах от радиационного облучения не по собственной вине, в соответствующие категории лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденного постановлением КМУ от 02.12.1992 №674, дает основания для вывода, что лицо, которое участвовало в ликвидации ядерных аварий, в ядерных испытаниях, в военных учениях с применением ядерного оружия, приравнивается по правовому статусу к участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС соответствующей категории, а значит, имеет равные права и льготы, если иное не установлено законом.
Наличие у истца удостоверение участника ликвидации ядерных аварий, а не участника ликвидации аварии на ЧАЭС или потерпевшего, не имеет значения для разрешения спора, поскольку их правовой статус, в аспекте права на пенсию с понижением возраста, одинаков.
В то же время, с 2016 года Пенсионный фонд не урегулировал в соответствующем подзаконном нормативно-правовом акте перечень документов, которые участники ликвидации ядерных аварий должны подавать для назначения пенсии на условиях, определенных ч.1 ст.55 закона №796-XII. Именно из-за бездействия ПФУ правоотношения назначения пенсий этим лицам остались в правовой неопределенности, поэтому негативные последствия ненадлежащего правового регулирования не должны возлагаться на истца.

ЧСчитается, что за 40 лет деятельности Семипалатинского полигона 1,2 млн человек получили радиационное облучение в различных дозах.
Материалы по теме
Кто может обжаловать решение ВРП об отсутствии нарушения судьей требований несовместимости — БП ВС
11.02.2025
Когда ВРП не может применить к судье более строгое взыскание, чем определенное ДП — БП ВС
10.02.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!