Едва ли не в каждой третьей кассационной жалобе чаще всего сторона защиты, а иногда и сторона обвинения, указывают на проблемы, касающиеся подтверждения полномочий органов, лиц, осуществлявших досудебное расследование и процессуальное руководство.
Это отметила судья Кассационного уголовного суда Александра Яновская во время правового онлайн-практикума, передает «Закон и Бизнес».
Она обратила внимание на общие требования к досудебному расследованию, которые непосредственно связаны с обеспечением надлежащей правовой процедуры проведения следственных (розыскных) действий и НС(Р)Д.
А.Яновская напомнила, что несколько лет назад объединенная палата КУС четко определила, что решение о назначении прокурора, который будет осуществлять полномочия прокурора в конкретном уголовном производстве (при необходимости — группы прокуроров) обязательно должно приниматься в форме постановления. А отсутствие такого постановления позволяет считать доказательства, полученные в рамках этого уголовного производства, недопустимыми, поскольку были собраны неуполномоченными лицами (постановление ОП КУС от 22.02.2021 по делу №754/7061/15).
Такую позицию ОП КУС развила в другом постановлении, придя к выводу, что постановления руководителя органа досудебного расследования об определении следователя или группы следователей, старшего группы следователей, осуществлявших досудебное расследование, могут быть предоставлены прокурором и оглашены во время судебного разбирательства, если в ходе исследования доказательств у участников производства возникнет сомнение в их достоверности, учитывая, что эти доказательства были собраны неуполномоченными лицами. Если этот вопрос не ставился в суде первой инстанции, а возник во время апелляционного или кассационного разбирательства, такие процессуальные документы могут быть предоставлены суду апелляционной или кассационной инстанции в рамках проверки доводов, изложенных в апелляционной или кассационной жалобах (постановление ОП КУС от 14.02.2022 в деле №477/426/17).
В вопросе правильности определения подследственности, уполномоченности органа или лица, осуществляющего расследование, проводить отдельные следственные действия, следует учитывать постановление Большой палаты ВС от 31.08.2022 по делу №756/10060/17. В нем сформулирована позиция, согласно которой признание доказательств недопустимо не является автоматическим процессом. Так, БП ВС отметила, что в случае признания доказательств недопустимыми суд должен мотивировать свои выводы о существенном нарушении требований уголовного процессуального закона, отметив, какие именно чьи права и свободы были нарушены и в чем это выражалось. Оценивая доказательства на предмет допустимости в соответствии с критериями, установленными уголовным процессуальным законом, суд исходит из обстоятельств конкретного дела и также должен мотивировать свое решение.
Кроме того, судья акцентировала внимание на недавно принятом постановлении КУС (от 24.01.2023 по делу №663/3293/20), которое содержит следующую правовую позицию: решение руководителя органа досудебного расследования поручить осуществление досудебного расследования конкретному следователю в форме поручения, содержание которого отвечает требованиям к процессуальному решению в форме постановления, что предусмотрено УПК, не считается существенным нарушением требований уголовного процессуального закона.
Во время освещения практики ВС, касающейся проведения следственных (розыскных) действий, А.Яновская напомнила об изменениях в УПК, внесенные в связи с военным положением. В частности, об особенностях порядка проведения следственных действий, как допрос, обыск или осмотр.
Рассказывая о практике ВС по проведению НС(Р)Д, судья обратила внимание на две отправные позиции БП ВС об открытии материалов другой стороне, высказанные в постановлениях, принятых еще в 2019 году (постановления БП ВС от 16.01.2019 по делу №751 /7557/15-к;от 16.10.2019 по делу №640/6847/15-к).
Более подробно с этими постановлениями, а также с другой судебной практикой ВС по вопросам, касающимся проведения следственных (розыскных) действий и негласных следственных (розыскных) действий, можно ознакомиться в презентации А.Яновской.
Правовой онлайн-практикум «Следственные (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия: практика ВС. Право на уважение частной и семейной жизни, жилья и корреспонденции в практике ЕСПЧ» организовали портал «Ratio Decidendi» и журнал «Право Украины».
Нажмите на изображение, чтобы подписаться на телеграмм-канал «ЗиБ» и узнать больше о новостях судебной системы.
Материалы по теме
Может ли государство преследовать умершего, которого местный суд признал невиновным, скажет БП ВС
15.12.2025
Под видом каникул детей продавали за границу
09.12.2025
Являются ли требования УПК к рассмотрению ходатайства об обыске формализмом, скажет ОП КУС
01.12.2025


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!