С 1 января государственные акты отменяются, а переход прав на участки будут регистрировать нотариусы
С 1 января вступили в силу сразу два законодательных акта, которыми введен ряд революционных изменений в сфере земельных отношений. В частности, предусмотрено создание Государственного земельного кадастра и прописаны новые правила регистрации участков и оформления прав на них.Отныне сведения о земельных участках будут содержаться в двух реестрах: в вышеупомянутом кадастре, где фиксируется формирование земельных участков, и в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, в который вносятся сведения об оформлении прав на участки.
Долгожданный кадастр
Принятый 7 июля прошлого года закон «О Государственном земельном кадастре» предусматривает создание и функционирование в Украине единого реестра земель. Благодаря этому впервые в истории нашей страны все участки собраны воедино в электронном виде на публичной кадастровой карте. Законом предусмотрена обязательность отражения сведений кадастра в Интернете в режиме отрытого доступа за исключением сведений, свободное распространение которых запрещено законом (это прежде всего информация о собственниках и пользователях земельных участков).
В кадастр включаются следующие сведения:
• кадастровый номер;
• место расположения;
• описание границ;
• площадь;
• мерки линий по периметру;
• координаты поворотных точек границ;
• данные о качественном состоянии земель и о бонитировке почв;
• целевое назначение (категория земель, вид использования земельного участка в пределах определенной категории земель);
• состав угодий с указанием контуров зданий и сооружений, их названий;
• сведения об ограничениях в использовании участков;
• нормативная денежная оценка и т.п.
Соответственно, государственная регистрация участка являет собой внесение в кадастр предусмотренных законом сведений о формировании земельного участка и присвоении ему кадастрового номера.
Сведения в кадастр вносятся государственным регистратором, а информация, содержащаясяся в кадастре, имеет официальный характер.
Законом впервые определен исчерпывающий перечень документации по землеустройству и оценке земель, который является основанием для внесения данных в кадастр. Так, сведения о границах участка вносятся на основании соответствующей документации по землеустройству относительно формирования земельных участков, на основании технической документации по землеустройству относительно установления границ земельного участка в натуре и на основании проектов землеустройства по благоустройству имеющихся землевладений (в случае изменения границ смежных земельных участков собственниками последних).
Что касается сведений о целевом назначении участков, то они вносятся на основании соответствующей документации по землеустройству, которая разрабатывается при формировании участков, и проекта землеустройства по отведению участка, которым предусмотрено изменение его целевого назначения. Сведения о нормативной денежной оценке земель вносятся на основании технической документации.
Информация же о разделении земель между собственниками и пользователями вносится в соответствии с данными Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.
Формируй и нумеруй
Принятый закон вводит принципиально новые правила регистрации и оформления прав на земельные участки. Если раньше государственная регистрация проводилась во время каждой операции с земельным участком и включала процедуру выдачи государственных актов или регистрации договоров аренды, то теперь эта процедура фактически сведена лишь к присвоению участку кадастрового номера при его формировании.
Так, государственная регистрация сформированного (нового) земельного участка осуществляется по соответствующему заявлению путем открытия поземельной книги на такой участок. К заявлению необходимо приложить оригинал документации по землеустройству, которая является основанием для формирования участка, и ее электронный вариант, а также документ, подтверждающий оплату этих услуг.
Государственный кадастровый регистратор должен зарегистрировать участок в течение 14 дней со дня поступления заявления. В подтверждение факта регистрации заявителю бесплатно выдается извлечение из кадастра, в котором содержатся все сведения о земельном участке, внесенные в поземельную книгу. Составляющей частью извлечения является кадастровый план земельной площади.
Участку присваивается кадастровый номер — индивидуальный цифровой код, который сохраняется за ним в течение всего времени существования. Именно с этого момента участок считается сформированным и завершается первый этап регистрации.
Регистрация земли и прав собственности на нее распределена между двумя ведомствами. Отныне органы земельных ресурсов лишь присваивают кадастровый номер и открывают поземельную книгу. Государственный земельный кадастр содержит, так сказать, техническую информацию, а регистрация права собственности на участок в соответствии с законом «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» отныне будет осуществляться в Укргосреестре. При этом обе информационные системы будут работать параллельно по принципу взаимодействия.
Следовательно, после регистрации участка в кадастре информация о нем будет передаваться в орган государственной регистрации прав. Таким образом, когда лицо, которому предоставлен земельный участок, обратится в Укргосреестр, у регистратора уже будет вся «техническая» информация об этой земле.
Кроме того, внесены существенные изменения в Земельный кодекс. В частности, впервые предусмотрен порядок формирования земельного участка как объекта гражданских прав. При этом нововведениями предусмотрено, что земельный участок может быть объектом гражданских правочинов лишь после внесения сведений о нем в обе информационные базы данных — Государственный земельный кадастр и Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений.
Регистрируем права
Как уже отмечалось, регистрацией участка в кадастре процедура его оформления не заканчивается. Ведь право на недвижимое имущество, к которому относятся и земли, подлежит обязательной государственной регистрации. К этому обязывают нормы Земельного (стст.125, 202) и Гражданского (ст.182) кодексов.
Регистрация будет проводиться по месту расположения объекта недвижимости. Для регистрации прав на земельный участок в соответствующий орган Укргосреестра необходимо подать соответствующее заявление. При этом законодательство предоставляет право подать его в бумажной или электронной форме.
Регистрация прав будет осуществляться на основании:
• договоров, заключенных в порядке, установленном законом;
• свидетельств о праве собственности на участок;
• государственных актов на право собственности на участок или постоянного пользования им;
• решений судов, вступивших в законную силу;
• других документов, подтверждающих возникновение, переход, прекращение прав на землю.
Процедура регистрации не должна длиться более 14 рабочих дней с момента поступления заявления.
По результатам принятого решения в госреестр вносится запись. После этого участок будет считаться зарегистрированным в установленном законом порядке, а его собственник сможет реализовывать свое право собственности на него по собственному усмотрению.
За правами — к нотариусу
Однако эта процедура предусмотрена лишь для сформированного (нового) участка. Что касается объектов, которые уже имеют кадастровый номер и передаются от одного лица к другому, то их регистрация будет проводиться иным способом.
Начиная с января 2013 года специальным субъектом, на которого возлагаются функции государственного регистратора прав на земельный участок, стал нотариус. Раньше граждане, которые приобретали недвижимость, должны были заключить нотариально удостоверенный договор, а уже потом идти в органы государственной регистрации, чтобы официально оформить свое право собственности.
Однако в соответствии с законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования и упрощения процедуры государственной регистрации земельных участков и вещных прав на недвижимое имущество», начиная с января текущего года нотариус будет пользоваться Государственным реестром вещных прав на недвижимое имущество. Это значит, что государственная регистрация прав будет проводиться одновременно с совершением нотариального действия. При этом заявление о государственной регистрации прав на земельный участок будет подаваться нотариусу, который и будет совершать такое действие.
Государственных актов не будет
Важной является новость об отмене государственного акта на право собственности на земельный участок. Теперь результатом регистрации права собственности на земельный участок являются:
• извлечение из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, если регистрации подлежал переход права собственности на земельный участок от одного лица другому;
• свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество в случае бесплатной передачи земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности по решениям органов государственной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления.
Введение указанных норм связано с тем, что процедура изготовления и выдачи государственных актов стала причиной появления разнообразных бюрократично-коррупционных схем и создания существенных препятствий в реализации физическими и юридическими лицами своих прав. Неединичны случаи, когда акты не выдавались годами.
Новые положения позволят согласовать порядок государственной регистрации прав на землю с порядком, который регулирует вопросы государственной регистрации прав на другое недвижимое имущество, и существенно упростят процедуру их оформления. Будем надеяться, что нововведения защитят права собственников и землепользователей.
О земельном участке можно будет узнать из двух реестров.
Материалы по теме
Комментарии
Що робити мені як власнику 2державних актів коли виявилося що ця ж земельна ділянка є у власності іншої особи .Як повернути собі землю.Хто винен у тому що на одну ділянку виготовлено декілька актів.
Для регистрации достаточно подать заявление, или надо предоставлять оригинал Акта и технической документации?