Стажироваться можно будет у любого адвоката, а иностранцам за практику в Украине придется платить ежегодные взносы
На очередном заседании Совета адвокатов Украины обсуждение сразу нескольких вопросов вызвало бурную реакцию. Больше всего спорили по поводу утверждения положения об организации прохождения стажировки и порядка допуска к практике иностранных адвокатов, а также о том, нужен ли САУ комитет по этике. В итоге при совете появилось пять комитетов — кроме уже упомянутого, это комитеты по развитию международного сотрудничества, по профессиональному развитию, по взаимодействию с правоохранительными и государственными органами и по взаимодействию с КДКА. Утвердили и перечень документов, необходимых иностранным защитникам, чтобы работать в Украине, а также определились с программой стажировки и порядком ее прохождения.
Липовый совет
Среди черниговских адвокатов появились мошенники — с такого неприятного известия началось заседание САУ. Председатель Национальной ассоциации адвокатов Лидия Изовитова рассказала, что в Черниговской области появился фиктивный совет адвокатов региона — его зарегистрировали без утверждения Советом адвокатом Украины соответствующего положения. Но после обращения адвоката Олега Куприенко в Окружной административный суд Черниговской области регистрация этого органа была отменена. Выяснилось, что регистратору предоставили липовое положение о Совете адвокатов Черниговской области, на котором была фальшивая печать САУ (совет — не юридическое лицо и своей печати у него нет). «Как председатель НААУ я вынуждена обратиться в правоохранительные органы по поводу фальсификации документов органов адвокатского самоуправления», — заявила Л.Изовитова.
Заместитель председателя САУ Валентин Гвоздий рассказал «ЗиБ» о ситуации в еще более красочных выражениях. Он обвинил Геннадия Авраменко, который, собственно, и возглавлял так называемый совет адвокатов, в обмане коллег. «Г.Авраменко создал «творческий союз» «Совет адвокатов Черниговской области», при этом собирал с адвокатов членские взносы, которые платились на счета этого «союза». Около 200 человек заплатили деньги. На мой взгляд, речь идет об элементарном мошенничестве. Человек несколько раз занимал руководящие должности, и люди ему доверяли. В итоге оказались обманутыми — их нет в реестре адвокатов, им не выдают ордерные книжки. Некоторые адвокаты уже обратились в правоохранительные органы по этому поводу. Правда, странно, что они не следили за официальными сообщениями НААУ», — прокомментировал В.Гвоздий действия Г.Авраменко.
Показательно, что на этот раз в заседании САУ не принимал участие только один регион — Черниговская область. По словам зампредседателя НААУ, там сейчас не работают ни совет адвокатов, ни КДКА, и, скорее всего, в регионе придется снова проводить конференцию.
На заседании, кстати, был утвержден порядок проведения конференций адвокатов в Полтавской, Винницкой областях и в г.Киеве. Рассмотрение вопроса относительно Сумской, Тернопольской и Ровенской областей перенесли из-за того, что там и пока не завершено формирование органов адвокатского самоуправления, поэтому в соответствии с требованиями законодательства должным образом не внесены и не подтверждены этими региональными советами данные о количестве адвокатов, с адресами их рабочих мест в этих регионах. Кроме того, были утверждены регламенты конференций Полтавской, Винницкой, Житомирской, Кировоградской областей и г.Киева.
«Стажировочный» компромисс
Пожалуй, самым дискутируемым стало Положение об организации и порядке проведения стажировки для получения свидетельства о праве на занятие адвокатской деятельностью. Необходимость в его принятии давно назрела, потому что региональным советам приходилось работать по старым нормативным актам. Как сообщил В.Гвоздий, НААУ разработала новую концепцию, которая предполагает, что стажер может выбрать руководителя из сформированного местным советом адвокатов списка желающих обучать новичков. Никаких конкурсов, отборов во избежание возникновения конфликтных ситуаций и обвинений в заангажированности. Можно выбрать любого адвоката в любом регионе. При этом руководитель стажировки может одновременно передавать опыт не более чем трем подопечным. Критерии для кандидатов в руководители стажировки указаны в самом законе.
Правда, обучение тонкостям профессии обойдется начинающим адвокатам недешево — 20 минимальных зарплат за полгода. В перерыве представители некоторых областей в неформальной беседе признавались, что далеко не все у них в регионе смогут найти 23 тыс. грн. Теперь, мол, адвокатами смогут стать либо «мажоры», либо «выходцы» из правоохранительных органов. Из этой суммы выплачивается вознаграждение руководителю стажировки — в размере не менее 1 минимальной зарплаты. Полученные средства будут распределяться в такой пропорции: 70% — местному совету адвокатов, а 30% — НААУ.
При этом члены САУ никак не могли прийти к единому мнению по поводу того, как проводить стажировку и куда должны поступать за нее деньги. Например, председатель Совета адвокатов г.Киева Инна Рафальская предложила создать центры повышения квалификации и стажировки при местных советах. «Региональный совет, изучив личное дело претендента, знает, как составить для него индивидуальную программу. Если, например, он пришел из правоохранительных органов, то имеет представление об уголовном праве, но не знает других отраслей… Значит, в его программе нужно сделать акцент на правилах адвокатской этики, организации адвокатской деятельности, усилить хозяйственный, гражданский процесс», — «продвигала» свою идею И.Рафальская.
«Наше положение не исключает возможности утвердить индивидуальный план стажировки. К тому же оно предусматривает возможность стажироваться поочередно минимум у трех адвокатов», — отстаивал свою позицию В.Гвоздий. По словам И.Рафальской, региональные советы смогут сами подготовить курс для стажеров, договорившись с представителями Конституционного, высших специализированных судов.
«Все это хорошо для столицы, крупных городов, где есть все возможности и специалисты. А что делать маленьким регионам, которые не могут пригласить известных практиков и ученых? — не согласилась Л.Изовитова. — А НААУ будет проводить такие мероприятия для всех, и те же судьи высших судов тоже придут к нам. Поэтому все региональные советы должны разрабатывать индивидуальные планы и проводить мероприятия по обучению стажеров, но при этом мы должны учесть возможности небольших регионов, где будет сравнительно небольшое количество стажеров, поэтому для их обучения нужно аккумулировать ресурсы и возможности для общего обучения».
После долгих обсуждений и создания рабочей группы доработанное положение было проголосовано. Всех удовлетворил компромиссный вариант. Советы адвокатов сами смогут выбрать форму работы: большие регионы (от 3000 адвокатов) — создать центры повышения квалификации и стажировки и самостоятельно организовать тот же курс лекций, а маленькие — положиться на НААУ. При этом средства за стажировку будут перечисляться как взнос за внесение данных в единый реестр.
А вот программу стажировки, которой до этого вообще не было, утвердили без особых споров. Правда, решили добавить в нее практику Европейского суда по правам человека. В программу войдут 40 модульных решений ЕСПЧ. При этом советам дали возможность расширить и усовершенствовать утвержденную программу.
Иностранцы — на пороге
Еще одно положение, вызвавшее полемику среди членов САУ, — о порядке допуска к практике в Украине иностранных адвокатов и внесения данных о них в единый реестр. Этот вопрос обсуждают уже третье заседание подряд — слишком уж много подводных камней и течений. С одной стороны, допустить иностранцев обязывает закон. С другой — необходимо защитить интересы соотечественников. При этом зарубежные адвокаты уже в нетерпении «мнутся» на пороге. Только в СА г.Киева поступило более 50 заявок от иностранцев. В основном это россияне, но есть и представители Великобритании, Франции, Чехии. В Харьков и Одессу тоже рвутся иностранцы. Американские и российские юристы уже направили в САУ письма с просьбой разъяснить, какие нужны документы для работы в Украине.
На последнем заседании наконец-то утвердили перечень документов, необходимых иностранцам, чтобы практиковать в Украине. Среди них:
• свидетельство о том, что адвокат допущен к практике в своей стране, заверенное апостилем;
• справка от органа адвокатского самоуправления о том, что защитник является членом профессиональной адвокатской организации;
• его дисциплинарная история (справка о том, есть ли у него дисциплинарные взыскания и привлекался ли он к дисциплинарной ответственности за последние 3 года).
При этом КДКА может также проверить эти документы, запросив их из профессиональной организации страны, которая допустила иностранного адвоката к адвокатской практике.
Кроме того, нужно будет заполнить заявление-анкету, в которой указать, по законодательству какой страны он будет консультировать, специализацию, наличие договора аренды помещения в Украине, с каким украинским адвокатом будет заключен партнерский договор (для представления интересов в суде иностранец должен найти украинского коллегу) и т.д. К тому же необходимо будет заплатить ежегодный взнос в размере 20 минимальных зарплат плюс единоразовый — в размере 10 минимальных зарплат — на организационно-техническое обеспечение рассмотрения вопроса в квалификационно-дисциплинарной комиссии и внесение информации в единый реестр.
Некоторые адвокаты высказывали мнение, что иностранные коллеги не должны платить больше, чем украинцы. Например, представитель г.Киева в САУ Наталья Петрова призналась «ЗиБ», что считает такой подход дискриминационным. Об этом же она заявила на заседании. «Мы должны больше заботиться о наших адвокатах, у которых с приходом иностранных коллег уменьшится количество дел. Тем более что иностранные — идут на наш рынок зарабатывать», — не согласилась с ее точкой зрения Л.Изовитова. «Да для него 20 минимальных зарплат — это гонорар за три дня!» — поддержал председателя кто-то из зала.
Будут ли иностранцы также рваться в Украину после того, как им придется выложить энную сумму и собрать стопку документов, покажет время. Правда, в других странах к иностранным адвокатам еще более суровые требования. Например, там могут потребовать подтвердить знание национального законодательства и языка.
Об этике, помощниках и экзаменах
На Facebook до сих пор обсуждают обращение в САУ Андрея Цыганкова. Он попросил прокомментировать нарушения некоторыми адвокатами правил профессиональной этики (в частности, использование нецензурных выражений при общении в Интернете). Его заявление решили обсудить на заседании САУ. Хотя мнения по этому поводу высказывались разные, все члены совета сошлись на том, что такое поведение недопустимо. В итоге это обращение подтолкнуло САУ создать комитет по этике. Разработать соответствующее положение и возглавить комитет поручили самому инициатору дискуссии. Руководство пообещало, что никакими репрессиями адвокатам это не грозит. Но, возможно, существование такого комитета поможет им держать себя в руках. Кроме того, было принято решение о создании еще четырех комитетов — по профессиональному развитию, международному сотрудничеству, взаимодействию с КДКА и взаимодействию с правоохранительными и государственными органами.
На заседании совета также было утверждено Положение о помощнике адвоката. Теперь информацию о помощнике нужно будет вносить в Единый реестр адвокатов Украины.
Одобрили члены САУ и программу сдачи квалификационного экзамена. По большому счету процедура практически не изменилась, обновился только перечь вопросов — прежде всего по уголовному праву — в связи со вступлением в силу нового УПК. Кроме того, предполагается дополнить программу письменного экзамена составлением правового заключения по тактике защиты по фабуле дела.
В.Гвоздий и Л.Изовитова пытаются найти компромиссный вариант организации стажировки, который устроил бы всех.
Материалы по теме
РАУ заявила о давлении НАПК на судей КС
12.06.2024
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!