Факт денежных переводов в пользу взыскателя без конкретизации их назначения в качестве алиментов не может автоматически считаться уплатой алиментных обязательств, даже при отсутствии прочих долговых обязательств между сторонами.
На это обратил внимание Кассационный гражданский суд, отменяя предыдущие судебные решения по делу №390/2379/24 и принимая новое — о частичном удовлетворении иска, информирует «Закон и Бизнес».
По этому делу взыскатель обратилась с жалобой на действия госисполнителя, указав, что при расчете задолженности по уплате алиментов он учел уплаченные должником в спорный период суммы якобы как такие, что являются добровольной уплатой алиментов. Однако, по ее словам, деньги предназначались на покрытие расходов по обеспечению агротехнического процесса по обработке надлежащего должнику земельного участка.
Суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, отказал в удовлетворении жалобы, указав, что других долговых обязательств, кроме алиментных, у должника перед взыскателем нет. При этом суд апелляционной инстанции сослался на постановление ВС от 1.08.2019 по делу №642/6906/16-ц, где указано, что отсутствие других денежных обязательств между взыскателем и должником, отсутствие отказа взимателя от получения денежных переводов, осуществленных должником, а также невозможность указания назначения платежа «добровольная уплата алиментов» в таких денежных переводах в совокупности могут свидетельствовать о добровольном исполнении должником своих обязанностей.
Кроме того, в постановлениях ВС от 18.11.2020 по делу №648/1102/19 и от 26.05.2021 по делу №569/11466/20 сделаны выводы, что исполнитель должен учитывать средства, уплаченные должником в пользу взыскателя, так как действующее законодательство не предусматривает права и обязанности исполнителя требовать от должника предоставления квитанций с указанием назначения денежных переводов на имя взыскателя и не учитывать непосредственно копии предоставленных квитанций.
Однако КГС не согласился с такими выводами, указав, что расчет задолженности по алиментам исчисляется исполнителем в автоматизированной системе исполнительного производства на основании сведений, полученных из: отчета об отчислениях и выплатах; квитанций (или их копий) о перечислении алиментов, предоставленных взыскателем или должником; заявлений и (или) расписок взыскателя; информации о средней заработной плате работника для этой местности; прочих документов, отражающих получение должником дохода или уплату им алиментов.
КГС отметил, что суды не обратили внимания на то, что только две квитанции содержат назначение платежа, которое позволяет идентифицировать средства как направленные на уплату алиментов, а остальные ссылки на алименты в назначении платежа не содержат. В назначении платежа в этих квитанциях указан «перевод собственных средств», что не дает возможности идентифицировать средства как направленные на уплату алиментов.
При этом КГС подчеркнул, что при расчете задолженности по уплате алиментов государственный исполнитель может засчитывать в качестве добровольной уплаты алиментов только те платежи, в которых четко определено назначение платежа в качестве алиментов или долга на содержание детей. Денежные переводы с назначением «перевод собственных средств» без дополнительной конкретизации не могут быть автоматически засчитаны как уплата алиментов, даже при отсутствии других долговых обязательств между сторонами.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписывайтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Комментарии
Юристи з сімейного права Альва Прайвесі, які регулярно ведуть справи щодо стягнення аліментів, звертають увагу на тенденцію в судовій практиці: у випадках, коли в призначенні платежу не вказано, що це…