Недостаточное финансирование апелляционных хозсудов является одной из причин ухудшения качества правосудия, в частности, промедления со сроками рассмотрения дел, что может привести к увеличению количества обращений в ЕСПЧ.
Об этом говорится в отчете Счетной палаты по результатам аудита эффективности использования бюджетных средств на обеспечение выполнения функций и задач апелляционными хозяйственными судами на протяжении 2020-го — I полугодие 2023 гг., информирует «Закон и Бизнес».
Аудиторы отметили, что за указанный период финансовые потребности апелляционных хозсудов были удовлетворены лишь на 65—82%. При этом только 0,1% выделялось на развитие судов. Значительная часть средств информатизации в АГС осталась устаревшей или в нерабочем состоянии. Как результат, ни один АГС так и не был обеспечен комплексной системой защиты информации, обеспечение видеоконференцсвязью составило 80% потребности, а серверным оборудованием — 43%.
Как одну из причин недофинансирования в СП назвали законодательные разногласия в части финансового обеспечения судов: согласно ст.148 закона «О судоустройстве и статусе судей» расходы на содержание судов защищены статьями госбюджета, но Бюджетным кодексом это не предусмотрено.
Также аудиторы отметили проблему недостаточной укомплектованности судов судьями — на уровне 60—76%. В то же время укомплектование аппарата судов работниками (на уровне 83,9—94,5%) превышает укомплектование судьями, что создает риски неэффективного использования бюджетных средств.
Нехватка судей также влечет за собой отсрочку рассмотрения дел: по состоянию на конец 2022 года АХС не рассмотрели почти каждое четвертое дело, а срок рассмотрения увеличился с 99 (в 2021 году) до 109 дней. Кроме того, количество измененных или отмененных кассационной инстанцией решений в 2022 году выросло на 21% по сравнению с 2021 годом. Почти каждая четвертая жалоба на решения АХС полностью или частично удовлетворена.
Аудит СП также установил, что АХС использовали 5 млн грн. бюджетных средств с нарушением законодательства, 25 млн грн. потратили непроизводительно, более 33 млн грн. — неэкономно, более 22 млн грн. — с нарушениями требований к ведению бухгалтерского учета и допустили неэффективное управление 9 млн грн.
В частности, речь идет о выплатах отдельным судьям, фактически не осуществлявшим правосудие. Например, во Львовском АХС, находящемся в состоянии ликвидации с 2018 года, работали судьи, откомандированные в Западный АХС. Они не совершали правосудие, но им было выплачено 16,5 млн грн. судейского вознаграждения. Кроме того, судье Северного АГС, не совершавшего правосудие в виду подозрения в совершении уголовного правонарушения, выплачено 2,1 млн грн. судейского вознаграждения.
«Неполное кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение государством апелляционных хозяйственных судов с одной стороны, повышает нагрузку на бюджетную систему, а с другой — создает предпосылки для недостижения судами основной цели — качественного и своевременного судопроизводства», — заявил ответственный за проведение аудита член СП Геннадий Плис.
Учитывая такие недостатки, СП рекомендовала, в частности ГСАУ, инициировать перед Комитетом ВР по правовой политике рассмотрение вопроса об урегулировании несогласованности ч.2 ст.148 закона «О судоустройстве и статусе судей» из ст.55 БК по определению защищенными статьями государственного бюджета расходов на содержание судов; а также о внесении изменений в закон о невозможности выплат судейского вознаграждения судьям, не осуществляющим правосудие.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!