Положение в основу осуждения результатов процедуры опознания, проведенной с процессуальными нарушениями, как единственного доказательства виновности лица является нарушением права на справедливый суд.
К такому выводу пришел Европейский суд по правам человека в решении от 23.09.2023 по делу «Kolompar v. Serbia», сообщает «Закон и Бизнес».
В этом деле потерпевшая пожаловалась в полицейский участок на то, что две цыганки украли деньги из ее дома. По показанным ей фотографиям, среди которых были снимки только заявительницы, она узнала Рожу Коломпар как лицо, которое видела у ворот, когда выходила со двора, прежде чем обнаружила кражу.
На этом основании Р.Коломпар была приговорена к одному году лишения свободы.
Анализируя ход уголовного производства, ЕСПЧ отметил, среди прочего, что на время событий уголовное процессуальное законодательство государства-ответчика предусматривало процедуру, которая применялась в случае необходимости установить, мог ли свидетель узнать определенное лицо, которое он уже описал. Такая процедура предусматривала ряд гарантий и обеспечивала соблюдение прав всех участников производства.
В частности, свидетелю должны были показывать это лицо вместе с другими неизвестными лицами. Опознание должно было проводиться таким образом, чтобы лицо, которое будут узнавать, не могло видеть свидетеля, а свидетель не мог видеть соответствующее лицо до начала официальной процедуры. Опознание должно было проводиться в течение небольшого промежутка времени после совершения уголовного преступления и т.д. В этом деле такая процедура соблюдена не была.
Кроме того, национальные суды не исследовали каких-либо судебно-медицинских или других вещественных доказательств, связанных с правонарушением, а материалы дела состояли исключительно из полицейских протоколов.
Все это, по мнению ЕСПЧ, сделало показания потерпевшей сомнительными, и даже состязательный характер дальнейшего производства не мог устранить допущенные процессуальные недостатки.
Также высокие судьи обратили внимание на имеющиеся разногласия в свидетельских показаниях и потерпевшей, которые не были достаточно учтены и проанализированы национальными судами.
В связи с этим ЕСПЧ напомнил, что национальные суды должны придерживаться двух основных требований уголовного судопроизводства: (i) вина обвиняемого должна быть доказана вне разумного сомнения; (ii) какие-либо сомнения в надежности доказательств должны толковаться в пользу обвиняемого, а не обвинения (принцип in dubio pro reo).
В силу указанного ЕСПЧ пришел к выводу, что уголовное производство против заявительницы не отвечало требованиям справедливого судебного разбирательства, что является нарушением §1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
О том, когда протокол опознания может быть признан недопустимым доказательством. см. также «Недопустимый протокол» («ЗиБ» №38/2021).
Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Может ли государство преследовать умершего, которого местный суд признал невиновным, скажет БП ВС
15.12.2025
Под видом каникул детей продавали за границу
09.12.2025
Являются ли требования УПК к рассмотрению ходатайства об обыске формализмом, скажет ОП КУС
01.12.2025


Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!