Адвокат как субъект финансового мониторинга обязан представлять Минюсту информацию, связанную с противодействием отмыванию доходов. В то же время он также обязан хранить адвокатскую тайну. Как соблюсти оба требования законов?
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Этот вопрос стал предметом обсуждения на заседании Рады адвокатов Украины. Его актуальность связана с тем, что 16 июня правительство утвердило порядок осуществления надзора в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения за деятельностью субъектов первичного финансового мониторинга, государственное регулирование и надзор за деятельностью которых осуществляют Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство цифровой трансформации (постановление Кабмина №662).
Заместитель председателя НААУ, РАУ Валентин Гвоздий напомнил, что согласно закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» адвокаты, адвокатские бюро и объединения специально определены субъектами финансового мониторинга и соответственно имеют обязательства обеспечивать организацию и проведение первичного финансового мониторинга. Это позволяет выявлять подозрительные финансовые операции (деятельность) и сообщать о них Государственной службе финансового мониторинга, а также предотвращать использование услуг адвоката для проведения клиентами финансовых операций в противоправных целях.
Государственное регулирование в этой сфере и надзор за деятельностью адвокатских бюро, адвокатских объединений и адвокатов осуществляется Минюстом. Все, кто осуществляет адвокатскую деятельность, обязаны представлять Минюсту информацию, касающуюся выполнения ими требований законодательства по предотвращению и противодействию легализации (отмыванию) доходов.
Однако ст.22 закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» закреплена также обязанность хранить адвокатскую тайну. Он распространяется не только на адвоката, но и на его помощника, стажера и лиц, которые находятся в трудовых отношениях с адвокатом, адвокатским бюро, адвокатским объединением. Более того, этот долг возложен даже на лиц, в отношении которых прекращено или остановлено право на занятие адвокатской деятельностью. Лица, виновные в доступе посторонних лиц к адвокатской тайне или ее разглашении, несут ответственность. Также четко определены случаи, когда раскрытие адвокатом адвокатской тайны не является нарушением. В частности, это предоставление адвокатом информации в Госфинмониторинг.
Порядок осуществления надзора (постановление №662) определяет процедуру проведения Минюстом плановых, внеплановых, выездных и безвыездных проверок.
«Но Минюст и его территориальные органы не входят в перечень органов, определенных в ст. 22 закона об адвокатуре, - заметил В.Гвоздий, - и раскрытие им информации, содержащей адвокатскую тайну, будет считаться нарушением. Ведь согласно ст. 10 Правил адвокатской этики разглашение сведений, составляющих адвокатскую тайну, запрещено при любых обстоятельствах. Даже когда речь идет о попытках органов дознания, следствия и суда, конечно незаконных, допросить адвоката об обстоятельствах, составляющих адвокатскую тайну. Как при таких обстоятельствах соблюсти одновременно требования законодательства об адвокатуре и в сфере финансового мониторинга?»
С одной стороны, пунктом 5 Порядка осуществления надзора определено, что Минюст должен сотрудничать с органами самоуправления субъектов первичного финансового мониторинга путем обмена информацией, определения приоритетов рисков и совместной надзорной деятельности.
С другой стороны, защита профессиональных и других прав адвокатов, содействие обеспечению гарантий адвокатской деятельности и необходимых условий для эффективного и качественного выполнения адвокатами своих профессиональных обязанностей является основной целью деятельности комитета НААУ по защите прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности. Порядок действий по обеспечению гарантий адвокатской деятельности, защиты профессиональных и социальных прав адвокатов утвержден решением РАУ от 27.07.2013 № 183.
По итогам обсуждения проблемы было решено дополнить этот Порядок действий новым разделом, который будет определять действия адвокатов (как субъектов мониторинга), а также органов адвокатского самоуправления во время проведения Министерством юстиции проверок по финансовому мониторингу.
Документ будут разрабатываться комитетами НААУ по защите прав адвокатов и гарантий адвокатской деятельности и по вопросам таможенного и налогового права.

.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!