Инициатива парламента по цифровизации исполнительного производства ограничивает права собственности, ведь предусматривает отказ в регистрации недвижимости и транспортного средства при наличии записи в реестре должников.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Такой вывод сделали в комитете НААУ по вопросам принудительного исполнения решений на основе правового анализа законопроекта №9363 «О внесении изменений в некоторые законы Украины по цифровизации исполнительного производства».
Так, законопроектом предлагается:
- расширение функционала системы, в частности, по взаимодействию исполнителей с государственными органами, банками, другими финансовыми учреждениями, небанковскими поставщиками платежных услуг, эмитентами электронных денег;
- введение взаимодействия между Единым реестром должников (как составляющей системы) и другими реестрами с целью недопущения отчуждения должником имущества (соответствующие взаимодействия будут осуществляться автоматизированно);
- возможность формирования справки о наличии/отсутствии сведений о лице в Едином реестре должников, в том числе с наложенной квалифицированной электронной подписью администратора системы, по форме, установленной Минюстом (формирование соответствующей справки будет осуществляться автоматизированно);
- усовершенствование порядка обращения взыскания на средства должников на счетах в банках, других финансовых учреждениях (небанковских предоставлятелях платежных услуг, имеющих право открывать платежные счета), осуществляемого посредством информационного взаимодействия исполнителей и указанных субъектов (автоматизированный арест средств). Подключение банков, других финансовых учреждениях (небанковских поставщиках платежных услуг, имеющих право открывать платежные счета) к информационному взаимодействию будет обязательным;
- возобновление исполнительного производства при повторного предъявления исполнительного документа, а не открытие нового исполнительного производства. Указанное позволит исключить дублирование сведений о должнике в Едином реестре должников, а также будет способствовать эффективному выполнению исполнительного документа, поскольку сведения об исполнении исполнительного документа будут содержаться в одном производстве;
- исключение сведений о лице из Единого реестра должников и снятия ареста с денежных средств на его счетах в случае поступления на соответствующий счет органа государственной исполнительной службы, счет частного исполнителя, средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, исполнительного сбора, расходов исполнительного производства, штрафов и основной вознаграждения частного исполнителя, подлежащие взысканию при исполнении такого решения, будет осуществляться автоматизированно на основании соответствующего уведомления о погашении задолженности по исполнительному производству;
- определение порядка обращения взыскания на средства должника, находящиеся на вкладных (депозитных счетах);
- введение автоматизированного взаимодействия системы с системой депозитарного учета ценных бумаг.
В комитете НААУ подчеркивают, что данная законодательная инициатива лишает личность права распоряжаться принадлежащим ему имуществом даже при отсутствии зарегистрированных обременений, арестов, запретов на это имущество.
Также в комитете НААУ обращают внимание, что законопроект не предусматривает уведомление банковских учреждений о снятии арестов со счетов при закрытии исполнительного производства (ст. 59 закона «Об исполнительном производстве»). Предлагаемые же изменения в ст.62 закона «О банках и банковской деятельности» предоставляют возможность получения информации об операциях по счетам без ограничения срока, за который предоставляется информация.
Предлагаемое дополнение закона «Об исполнительном производстве» ст. 37-1 в редакции законопроекта содержит коррупциогенные факторы, в частности возобновление исполнительного производства без предъявления исполнительного документа, а также не установление срока, в течение которого может быть возобновлено исполнительное производство после возвращения исполнительного документа взыскателю.
В части дополнения закона «Об исполнительном производстве» ст. 39-1 не предусмотрены сроки формирования автоматических уведомлений, сроки отправки их сторонам исполнительного производства и банковским учреждениям.
В НААУ считают, что законопроект №9363 нуждается в доработке. Замечания направлены Комитету ВР по вопросам правовой политики.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!