Решение вопроса оплаты труда судей является насущной задачей государства. Судейское вознаграждение должно соответствовать положенному на судью объему обязанностей, а также быть достаточным для обеспечения независимости судьи в сложившихся условиях.
Это в своем письме к Премьер-министру Украины и Министру финансов Украины подчеркнул Высший совет правосудия, передает «Закон и Бизнес».
В документе выражается просьба увеличить размер расходов для главных распорядителей бюджетных средств системы правосудия в проекте Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2022 год».
Сообщается, что для исполнения статьи 33 Бюджетного кодекса Украины Высший совет правосудия направила в Кабинет Министров Украины приоритетные задачи финансового обеспечения судебной власти и ее независимости на среднесрочный период 2022-2024 годов. Среди них:
- заполнение вакантных должностей судей в местных и апелляционных судах, приведения фактической численности работников аппаратов судов к нормативной с целью уменьшения уровня нагрузки на суды;
- завершение процедуры отбора судей в Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности и обеспечения полноценной деятельности этого суда;
- обеспечение в полном объеме расходов на выплату судейского вознаграждения судьям в порядке и размерах, определенных законодательством, а также расходов на заработную плату работникам аппаратов судов в размере, который позволит сформировать и удерживать высококвалифицированный штат суда;
- обеспечение расходов на начисления на фонд оплаты труда в определенном законодательством размере;
- обеспечение в полном объеме расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей; обеспечение надлежащего финансирования других текущих расходов на осуществление судопроизводства;
- внедрение и обеспечение функционирования Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы;
- обеспечение судов современными техническими средствами ведения судебного процесса;
- развитие Службы судебной охраны, обеспечения ее полноценной деятельности;
- обустройство помещений судов в соответствии с государственными строительными нормами и с учетом потребностей людей с инвалидностью и маломобильных групп населения;
- обеспечение прозрачности и открытости правосудия;
- поддержка и развитие вебпортал «Судебная власть Украины».
В этом документе ВРП высказала просьбу учесть предложения по поводу приоритетных задач финансового обеспечения судебной власти и ее независимости при составлении и одобрении Бюджетной декларации на 2022-2024 годы с учетом конкретных размеров дополнительных расходов, приведенных в письмах главных распорядителей бюджетных средств системы правосудия - Высшего совета правосудия , Верховного суда, Высшего антикоррупционного суда, Высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности и Государственной судебной администрации Украины.
Однако результаты обработки предельных показателей расходов государственного бюджета на 2022-2024 годы, доказаных письмом Министерства финансов Украины от 29 июля 2021 года №04110-08-2/23829 главным распорядителям средств государственного бюджета системы правосудия (далее - инструктивное письмо), показали недостаточность определенных объемов расходов.
В инструктивном письме указано, что в предельных объемах расходов на 2022 год фонд оплаты труда работников государственных органов определен в соответствии с Бюджетной декларации, согласно положениям которой на 2022 год расходы на оплату труда работников государственных органов, судей рассчитаны на уровне 2021 года. Фактически соответствующие расходы предлагается оставить на уровне 2020 года.
Высший совет правосудия считает, что решение вопроса оплаты труда судей является крайне важной и актуальной задачей государства как гаранта независимого и справедливого суда. Судейское вознаграждение должно соответствовать положенному на судью объему обязанностей, а также быть достаточноым для обеспечения независимости судьи в сложившихся условиях, в частности учитывая существенный кадровый дефицит в судах.
Не менее важным является вопрос оплаты труда работников аппаратов судов, надлежащий уровень которой позволит не только сформировать, но и удерживать высококвалифицированный штат суда, способный организовывать и обеспечивать предоставление публичных услуг в сфере правосудия на уровне, удовлетворяющем общественные ожидания. Проблемный вопрос установления справедливого и конкурентоспособного размера должностных окладов работников аппаратов судов, органов и учреждений системы правосудия ежегодно осложняется определением расходов на оплату труда на уровне предыдущих лет. Результатом такой бюджетной политики является стремительный отток высокопрофессиональных кадров аппаратов судов, который при нынешних тенденциях будет только увеличиваться.
ВРП считает необходимым обеспечить в полном объеме за счет средств общего фонда государственного бюджета оплату коммунальных услуг и энергоносителей для всех судов, органов и учреждений системы правосудия. В течение 2021 года в Совет неоднократно поступали обращения судов об отсутствии бюджетных назначений и наличии задолженности по оплате коммунальных услуг и энергоносителей, что могло повлечь прекращение предоставления этих услуг и прекращение работы некоторых судов Украины.
Кроме того, необходимо предусмотреть финансирование расходов развития. Доказанными предельными объемами расходов на 2022 год для ГСА Украины, как главного распорядителя бюджетных средств, не предусмотрены ассигнования на расходы развития. При этом 78% местных и апелляционных судов нуждаются в улучшении условий размещения.
ВРП отмечает, что уровень финансового обеспечения судебной ветви власти в Украине является критическим, особенно в части финансирования деятельности местных и апелляционных судов в течение 2020-2021 годов, следствием чего являются: низкий уровень заработной платы работников аппаратов местных и апелляционных судов, нехватка средств на приобретение марок, конвертов, бумаги, оплату почтовых услуг, на оплату коммунальных услуг и энергоносителей, а также проблемы с выплатами на выполнение решений судов о взыскании судейского вознаграждения за период действия ограничений, установленных Законом Украины от 13 апреля 2020 № 553-их «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2020 год», отсутствие средств на расходы развития.
.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!