Чтобы выдержать конкуренцию с компьютерами, в будущем людям потребуется принимать стимуляторы, предупреждают эксперты-футурологи. Юристам также советуют осваивать технологические и цифровые дополнительные навыки и вникать в проблемы экологии.
Юридическое сообщество Англии и Уэльса (The Law Society) провело исследование о возможных изменениях на глобальном юридическом рынке в ближайшие 30 лет. В рамках проекта Future Worlds 2050 организация опросила экспертов, проанализировала статистику и пришла к выводу, что юристов в будущем станет меньше, а количество междисциплинарных взаимодействий возрастет.
Тенденции развития рынка
Глобальный юридический рынок в 2019 году вырос на 5,4% в сравнении с показателями 2015-го и достиг капитализации в $766,3 млрд. В 2021 году по прогнозам его капитализация составит $767,1 млрд – рост замедлился из-за глобального коронавирусного кризиса. Но тенденция сохранится. К 2023 году он, как ожидается, вырастет до $986,7 млрд.
В ближайшей перспективе изменения на юридическом рынке будут связаны в первую очередь с восстановлением экономики после коронавирусной пандемии. В более отдаленной перспективе, до 2050 года, авторы исследования предлагают два сценария: консервативный и негативный. В обоих случаях эксперты ожидают некоторого снижения занятости в юридической сфере в ближайшие три десятилетия.
При консервативном сценарии предполагается, что юридическая профессия в основном будет защищена от рисков замены живых работников на искусственный интеллект (ИИ). Больше всего рискуют небольшие фирмы, которые специализируются на консультации частных клиентов. Они уйдут с рынка или консолидируются в более крупные единицы. В то же время юриспруденция будет привлекать сотрудников с другими специализациями (например, специалистов по анализу данных и технологиям) в рамках комплексных услуг. При этом подход к работе не изменится принципиальным образом, что затруднит решение наиболее «инновационных» и комплексных проблем.
Негативный сценарий подразумевает почти двукратное сокращение занятости в юридической сфере из-за внедрения ИИ. Сохранившие работу юристы вынуждены будут повысить продуктивность «в том числе и с помощью стимулирующих препаратов». При этом технологии сделают юридическую поддержку более демократичной и общедоступной, будут способствовать защите экологии и большей доступности здравоохранения.
Приоритетные направления и задачи
В любом случае приоритетом для юристов будет освоение новых технологий и анализ правовых последствий их применения. В актуальной юридической повестке, по мнению The Law Society, трансграничные налоговые споры, отказ отдельных стран признавать юрисдикцию международных судов, новые нормативы в сфере ИИ, блокчейна и персональных данных, регулирование в сфере защиты климата и миграционного законодательства.
Юридическое сообщество столкнется с необходимостью изменить подход к юридическому образованию и навыкам. В наступающие десятилетия они будут объединять понимание технологических и цифровых систем (включая, в дальней перспективе, применение систем с элементами ИИ). Юристам также потребуются «мягкие навыки» и умение решать этические проблемы.
«Лучший способ подготовиться к изменениям – перестать думать о себе как о юристах. Это понятие несет с собой большой исторический и культурный багаж, и многие проблемы, с которыми сейчас столкнулась юридическая индустрия, по-моему, связаны с этим багажом», – полагает профессор Стивен Мейсон.
Вызовы настоящего и будущего
Конкуренция на юридическом рынке растет как глобально, со стороны зарубежных фирм, так и изнутри, со стороны юристов, которые предоставляют независимые нишевые услуги. Их число все растет. Становятся важны такие вопросы, как социальная справедливость, рабочая этика и инклюзивность. При отсутствии четких регулирующих механизмов в этих сферах, это требует выработки новых норм. Рост числа сложных и комплексных проблем требует развития междисциплинарного подхода к оказанию юридических услуг. Более подвижные и изменчивые правовые рамки, которые возникли в ответ на внезапные кризисы, скорее всего, станут нормой на ближайшие десятилетия.
Пандемия привела к переводу значительного числа судебных заседаний и юридических процессов в онлайн, но последствия этого еще предстоит оценить. Исследования показывают, что вынесенные дистанционно приговоры зачастую бывают более суровыми.
К 2030 году искусственный интеллект будет приносить мировой экономике $15,7 трлн. ИИ даже может получить право голоса в советах директоров крупных компаний, полагают эксперты. До 85% профессий, которые будут востребованы в 2030 году, пока не существуют, до 80% мирового населения будут к этому времени обладать «цифровой идентичностью». При этом эксперты расходятся в оценке того, как ИИ повлияет на рынок труда – создаст ли он новые профессии и сферы занятости или вызовет резкий рост безработицы.
«Большей частью работа юристов состоит в распознавании паттернов и применении шаблонов, – говорит урбанист Адам Гринфилд. – А именно в этих задачах ИИ особенно эффективен». Но Лаура Кинг из юрфирмы Clifford Chance с ним не согласна. Искусственный интеллект может хорошо справиться с линейными задачами, которые можно описать как древо альтернативных выборов; но на юридические вопросы зачастую нельзя ответить просто «да» или «нет», считает Кинг.
Юридические фирмы будут вынуждены работать с партнерами из других сфер, чтобы общими усилиями выработать политику в отношении хранения, распространения и доступа к личным данным. Необходимость в более активном междисциплинарном взаимодействии при сохранении основных ценностей юридической профессии потребует изменения структуры управления в юрфирмах.
Сейчас роль законодательства для достижения прогресса в сфере экологии часто игнорируется, а довести до конца дела, где невозможно явным образом оценить ущерб, трудно из-за пробелов в праве. В ближайшие десятилетия глобальным трендом станет корпоративная социальная и экологическая ответственность, в том числе навязанная через дополнительные налоговые меры, полагают эксперты. Юристы должны будут разъяснить риски в этих сферах своим клиентам, в том числе учитывая, что изменения климата – глобальная проблема, а потому претензии в этой сфере могут возникнуть в различных юрисдикциях. Вырастет роль комплаенса как в экологической сфере и сфере социальной ответственности, так и в отношении инвестиций.
Кроме того, The Law Society рекомендует учитывать вероятную смену глобальных «центров силы», а значит, и наиболее значимых и влиятельных юрисдикций. Китай вытеснит США с места крупнейшей мировой экономики к 2026 году, и страны E7 (КНР, Индия, Бразилия, Мексика, Россия, Индонезия и Турция) в целом, вероятно, превзойдут G7 по экономическим показателям.
.
Материалы по теме
Юридический рынок сегодня роходит наиболее тяжелое испытание за время независимости Украины
15.09.2022
То густо, то пусто: как война повлияла на юрисконсультов украинских предприятий - исследование
06.05.2022
Почему суд не может изменить гонорар адвоката и как пандемия сделала юристов счастливыми
в„–37 (1543), 11.09—17.09.2021
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!