Ситуация с нехваткой средств на почтовые услуги критична для многих судов, которые за последние месяцы заявили об остановке отправления корреспонденции. В 5ААС выступают за легализацию использования обычной электронной почты в судах, чтобы сократить расходы на почтовые услуги.
Юрисдикция Пятого апелляционного административного суда распространяется на три окружных административных суда - Одесский, Херсонский и Николаевский, а также на общие местные суды этих регионов, которые рассматривают отдельные категории административных дел, передает «ЗиБ». Как сообщили в 5ААС остановка использования услуг почтовой связи является проблемой всех трех областей, ведь пересылать материалы судебных дел мы не можем. Это блокирует дальнейшее рассмотрение судебных дел, и самое главное исполнения судебных решений.
И дело не только в недофинансировании услуг почтовой связи. Всего в 2020 году судебная система профинансирована на 30% от общей потребности.
Поэтому на очереди отсутствие в судах бумаги, расходов на заправку картриджей, отключение Интернет услуг. Кроме того, в 2020 году полностью отсутствуют капитальные расходы, которые идут на ремонты и строительство помещений судов. То есть ситуация критическая по всем направлениям финансирования.
При этом, как отметили в 5ААС, что одни расходы на почтовые услуги составляют около 60% из всех расходов суда и покрыть их за счет уменьшения расходов на другие услуги невозможно.
Несмотря на высокую стоимость почтовых пересылок, качество предоставления услуг Укрпочты оставляет желать лучшего. Ведь доставка повесток и судебных решений происходит с нарушением сроков, иногда до 5-8 месяцев как следствие - значительно затягивается рассмотрение дел, а суды вынуждены повторно направлять корреспонденцию, что влечет за собой еще больше затрат.
Например, направление 1 письма с одним решением суда стоит минимум 53 гривен. Только в масштабах нашего суда это 7000 конвертов и 1,5 тысячи судебных дел на один месяц.
Кроме того, стоимость услуг каждый год растет. И если в 2019 году общий объем расходов суда был на уровне 2 млн. 700 тыс. грн., то в этом с учетом роста цен 3,5 млн. грн., из которых на сегодняшний день профинансировано лишь 2 млн. грн.
Без сомнения все эти факторы крайне негативно влияют на качество судебных услуг фактической невозможностью защиты прав граждан.
5ААС и много других судов уже несколько месяцев пытаются сократить расходы на почтовые услуги через альтернативные способы. Это и использование смс-повесток, электронной почты, организация получения государственными органами процессуальных документов нарочно в суде.
К сожалению, большинство из этих мероприятий являются неэффективными, прежде всего из-за того, что не предусмотренные законодательством. Ведь большинство действующих норм предоставляет фактически монополию национальному оператору связи - Укрпочте.
Поэтому использование альтернативных способов уведомления сторон и отправки судебных решений в предусмотренные кодексами должным образом, что может привести к отмене судебных решений принятых в соответствии с нормами материального права, но процессуальным нарушением.
В связи с этим 5ААС разработал соответствующий законопроект о, так называемой легализации использования обычной электронной почты в судах, который передан субъектам законодательной инициативы. Это значительно сократит расходы на почтовые услуги и даст возможность оперативно рассматривать судебные дела. А главное отменит монопольное положение Укрпочты и позволит избежать ситуации, когда работа суда зависит от стоимости и качества услуг Национального оператора связи. Поэтому ждем оперативное положительное решение этого вопроса Верховной Радой Украины.
А между тем, у участников судебного процесса возникает логичный вопрос - а где же судебный сбор, который ими уплачивается при обращении в суд?
Стоит отметить, что судебный сбор никогда не покрывал всех потребностей судов - максимум это бумага, расходные материалы, канцтовары и частично почтовые услуги.
И здесь не следует забывать, что вопреки Закону Украины «О судоустройстве и статусе судей», Бюджетный кодекс Украины в очередной раз Законом Украины «О государственном бюджете» судебный сбор идет на выплату, в том числе, заработной платы, в то время как такие бюджетные назначения относятся к защищенным статьям расходов Государственного бюджета, а потому не могут зависеть от событий или обстоятельств, которые невозможно спрогнозировать с большой вероятностью, а именно от количества обращений в суд с последующей оплатой судебного сбора.
Финансирование указанных расходов из специального фонда противоречит принципу гарантированности оплаты труда и приводит к дефициту расходов на непосредственное обеспечение судебного процесса.
Это привело не только к ежемесячным сложностям при выплате заработной платы работникам аппарата суда, но и к ее уменьшению до недопустимо низкого уровня. Например, уже второй месяц 50% работники 5ААС получают за месяц работы менее 5 тыс. грн., что даже меньше минимальной заработной платы. И это при том, что график работы во время избирательного процесса в административных судах практически круглосуточный (с 8 утра до 12 ночи) и без выходных.
Уже есть первые суды и целые области, где по результатам октября на выплату минимальной заработной платы без стимулирующих выплат все равно не хватило средств и была зарегистрирована кредиторская задолженность.
Безусловно, выплата заработной платы в таких размерах приведет к нарушениям трудовых гарантий работников аппарата суда, оттока квалифицированных кадров.
Много раз суды и судебные институты поднимали этот вопрос перед центральными органами исполнительной власти, Верховной Радой Украины, но это не привело к положительному решению уже неотвратимого глобального кризиса, а фактически привело к остановке работы судов.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!