Когда украинцы смогут начать зарабатывать миллионы на доносах
В Украине вот уже полтора месяца формально открыта охота на коррупционеров, которых граждане могут сдавать правоохранителям за вознаграждение, причем, немалое. Впрочем, на практике пока закон не заработал.
Охота на коррупционеров: инструкция
Кабмин должен в трехмесячный срок с дня вступления документа в силу внести предложения в парламент по сумме, которую нужно заложить в бюджет на премии обличителям, а также принять ряд подзаконных актов. А НАБУ и НАПК — создать специальные линии связи для приема «сигналов», в том числе, анонимных, от граждан. Но этого пока не сделано.
Тем не менее, Национальное агентства по противодействию коррупции уже популяризирует охоту на коррупционеров. На его официальном сайте детально расписано как будет работать новый закон.
Обличителем может стать каждый, кто сообщит правоохранителям о фактах коррупции. Причем, неважно как вы получили эту информацию — в связи с трудовой, общественной, научной деятельностью, проходя учебу или службу. Неважно даже насколько эта информация правдива. Главное, чтобы сам изобличитель был уверен, что накопал ценный компромат.
В законе прописано три канала получения такого компромата.
Внутренний — это, к примеру, если о коррупционной схеме человеку стало известно по месту работы или службы.
Внешний канал — журналисты, общественные организации, активисты и др. Таким образом обличитель может обнародовать информацию, если, скажем, есть угроза его безопасности или уничтожения компромата.
«Регулярные каналы» — это «горячие линии» в НАЗК, НАБУ, прокуратуры, где сообщения можно оставлять анонимно.
Как только факты переданы правоохранителям, человек тут же приобретает статус обличителя коррупции и ему, а также членам его семьи, обещают защиту государства по аналогии с программами защиты свидетелей (в частности, охрану, бесплатную юридическую и даже психологическую помощь и др.).
Также изобличителя коррупции и его родню запрещается увольнять с работы, отстранять от должностных обязанностей (можно только при условии сохранения средней годовой зарплаты), а также отказывать в приеме на работу. Причем, все эти гарантии не снимаются, даже если информация в процессе расследования не подтвердилась (чтобы исключить месть коррупционеров).
Для служебных лиц, которые раскроют информацию об обличителях или же будут ставить им палки в колеса, в том числе, попытаются уволить с работы, предусмотрено серьезное наказание — от штрафов до 3 тысяч необлагаемых налогом минимумов до тюремного заключения на 2 года и запрета занимать должность 3 года.
Как отметили в НАПК, сообщениям от обличителей будут давать ход в трех случаях:
• если те содержат информацию о возможных фактах коррупции,
• если касаются конкретного лица,
• если содержат фактические данные, которые можно проверить.
На проверку информации правоохранителям дается от 15 до 30 дней.
Сначала приговор, потом деньги
Самое интересное — денежный вопрос. По новому закону право на вознаграждение имеет обличитель, сообщивший о коррупционном преступлении, которое нанесло государству ущерба на сумму не менее чем 5000 прожиточных минимумов на момент совершения преступления. Сейчас это порядка 10 млн грн., но если вам станет известно о факте коррупции, скажем, за 2016 год, то там сумма меньше — 6,65 млн (прожиточный минимум тогда был 1330 гривен).
Обличитель может рассчитывать на 10% от этой суммы, но только после обвинительного приговора для коррупционера. Если такового не будет — вам ничего не положено. И в этом ряд юристов видят проблему.
«В реалиях работы украинского суда этот вопрос даже не месяца, а количества лет. И все это время заявитель будет находиться под бесконечным давлением. Далеко не каждый захочет идти на такой риск. А человек должен регулярно ходить на допросы и давать показания в суде. Не исключено, что на него начнут давить, человек устанет и передумает», — говорит адвокат Игорь Черезов.
Если дело доведут до суда, размер премии для обличителя в любом случае не может превышать 3000 минимальных зарплат, актуальных на момент совершения преступления. Скажем, по «свежим» фактам коррупции за этот год речь может идти о выплатах порядка 14 млн грн., тогда как по прошлогодним потолок составит 12,6 млн. А по коррупции за 2016 год реально получить максимум 4,1 млн грн.
Но в каждом конкретном случае размер вознаграждения будет устанавливать суд. Он может и вовсе отказать в выплате, если сочтет, что предоставленная вами информация оказалась «неважной». Также нужно будет делиться с другими лицами, которые также внесут свою лепту в изобличение коррупционера.
Непонятно также как будет решаться следующая коллизия. По действующему законодательству, должностные лица, которым что-либо известно о коррупции, и так должны об этом сообщать — без денег. А рядовым сотрудникам, которые в теории имеют право на премию, узнать подробности о коррупционных схемах не так просто. А отдельные нюансы суд может признать «неважными» и тоже отказать в выплате. Так что в итоге может получиться так, что платных «сливов» окажется не так много.
А без денег особых стимулов сдавать коррупционеров не будет.
Всесильные расследователи
В связи с принятием нового закона расширяются полномочия уполномоченных подразделений НАБУ, НАПК, Нацполиции, прокуратуры.
Во-первых, они будут организовывать внутренние каналы получения информации (то есть, плотно общаться с компаниями и учреждениями, где им в теории смогут что-то сообщить, или простыми словами, иметь там своих осведомителей). В списке таких компаний — коммунальные и государственные предприятия и субъекты хозяйствования, в которых государству принадлежит более 50%, с штатом более 50 человек и годовым оборотом — свыше 70 млн гривен. То есть, фактически речь идет даже о предприятиях -середнячках.
Также под колпак правоохранителей попадут участники госзакупок, превышающих 20 млн грн.
Во-вторых, создадут защищенные анонимные каналы связи (горячие линии, онлайн-связь, электронная почта и др).
В-третьих, будут работать с реальными и потенциальными изобличителями.
В-четвертых, смогут получать необходимые для расследования документы в тех же госорганах и на предприятиях.
В-пятых, допрашивать всех лиц, которые фигурируют в данных от изобличителя.
«По каждому факту правоохранители смогут открывать дело и вести следственные действия, что включает прослушку, оперативно-розыскные мероприятия, доступ к банковским счетам подозреваемого и пр. А уже подтвердится «сигнал» обличителя или нет — вопрос десятый. Тем более, что необязательно даже называть источник получения компромата. Всегда можно сослаться на некоего анонимного изобличителя. Стоит ли говорить, какие возможности по сбору конфиденциальной информации это открывает для правоохранителей, особенно в наших условиях, когда уже были факты продажи и «слива» таких данных», — пояснил адвокат Ростислав Кравец.
То есть, фактически запускается механизм доносов — как реальных, так и выдуманных, по которому открыть дело можно будет практически не любого чиновника или работника госкомпании.
С другой стороны, сами чиновники, особенно те, над кем висит угроза увольнения (а в госорганах уже начались сокращения) могут использовать новый закон, чтобы обезопасить себя от потери работы. Ведь, стань они изобличителями, и сократить их попросту не смогут.
Схема для схем?
Закон об обличителях принимался в турборежиме. Поэтому к нему осталось немало вопросов. И пока непонятно будут ли исправлены все недочеты.
«Неясно, к примеру, как будут отсекать псевдо-разоблачителей, то есть инсайдеров, которые знают ту или иную информацию о крупном коррупционном преступлении по долгу службы, но при этом просто попытаются дополнительно на этом заработать через подставных лиц, знакомых, друзей, родственников. Непонятно также как будет работать механизм легализации разоблачений. Главным органом, который будет фильтровать такие сообщения, станет НАПК. У него будет 10 дней (а не 1 день, как в случаях с остальными правонарушениями) на то, чтобы отправить материалы правоохранителям для внесения информации в ЕРДР, если они усмотрят признаки преступления. В противном случае – отказ заявителю и закрытие дела. Но что будет происходить в течение этих 10 дней? Будут ли попытки чиновников выйти на потенциальных фигурантов дела и договориться? Или наоборот – хватит ли этого срока, чтобы проверить информацию от разоблачителя?», — говорит адвокат Анатолий Яровой.
«Также есть вопросы по ситуации, когда человек сам провоцирует к противоправным действиям, а через какое-то время, понимая, что может быть изобличен, сообщает в правоохранительные органы об этом факте. Поэтому соответствующая статья (ч.5 ст 354 «Подкуп работника предприятия, учреждения или организации») Уголовного кодекса нуждается в доработке», — считает адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро Credence Олег Татаров.
Он обращает внимание также на риски анонимных сообщений. Это может привести к провокациям со стороны обличителей, ведь анонимному лжеобличителю фактически ничего нельзя предъявить, даже если он сообщил заведомо неправдивые данные. «Нужно четко понимать личность обличителя, чтобы в случае провокаций заявитель мог нести уголовную ответственность», — считает О.Татаров.
Кроме того, ряд опрошенных юристов отмечают, что в принятом законе усложнен механизм выявления коррупционного преступления.
«Включение в этот процесс НАПК является ошибочным. Есть конкретные правоохранительные органы, куда обличители и должны обращаться. В данном случае НАБУ обладает целым комплексом средств для организации, быстрой проверки информации поданной заявителем и быстро может принять решение. НАПК, как по мне, достаточно странный орган, который должен проверять декларации чиновников, и по анализу результатов его работы, продемонстрировал нулевую эффективность», — говорит адвокат Юрий Иващенко.
Когда новый закон начнет работать?
Хотя формально закон уже действует, пока он остается нерабочим.
«Нет механизма, — сказал «Стране» экс-глава Госбюро расследований Роман Труба. — Чтобы закон заработал нужны нормативные документы. А их пока нет. Есть иностранцы, которые владеют информацией про деньги представителей прошлой власти за границей. Они считают, что эти средства могли быть добыты незаконным путем. Готовы предоставлять документы, доказательства, но за процент. По их законодательству за это они могут рассчитывать на вознаграждение, даже больше 10%. И когда эти люди узнали, что у нас этот закон еще не работает, они отказались сотрудничать».
Эти нормативные документы должны быть подготовлены в течение трех месяцев с момента вступления закона в силу (то есть, до 1 апреля этого года). До этого момента Кабмин должен разработать и подать в парламент предложения по внесению изменений в бюджет.
«Должны быть заложены средства на премии изобличителям, а с учетом того, что за одного коррупционера можно будет получить до 14 млн гривен, суммы там серьезные. Также дополнительного финансирования потребуют антикоррупционные органы, в частности, на создание защищенных каналов связи. Деньги понадобятся и на программы защиты изобличителей», — говорит Р.Кравец.
Но внесение Кабмином таких предложений в парламент — только половина дела. Верховная Рада еще должна за них проголосовать на что тоже может понадобится время. Также пока открытый вопрос с источниками финансирования. В теории это может быть часть средств, конфискованных у коррупционера. Но на практике разыскать и изъять все незаконные активы может оказаться не так просто. А если будет обвинительное решение суда, изобличителям в любом случае придется платить, а до этого — тратить деньги на их охрану, помощь и пр.
Также правительство должно подать в парламент предложения о приведении в соответствие с новым законом существующих законодательных актов.
Эксперты не исключают, что новый закон может и вовсе не заработать. Формально Президент свое обещание — платить украинцам премии за коррупционеров — выполнил. Но если не будет простого и действенного механизма, а главное — денег на вознаграждения — все так и останется только на бумаге.
В то же время О.Татаров отмечает, что теоретически можно подать заявление о факте коррупции даже сейчас, основываясь на том, что закон уже вступил в силу. Но четкого механизма — как именно будет осуществляться весь процесс пока нет.
Щоб повідомити керівнику, кого зі співробітників не можна звільнити, доведеться зняти з «викривача» маску конфіденційності.
Материалы по теме
За потерянные 32 млн будут судить налоговика
30.06.2023
Управление без управления
19.06.2023
Изменена методика избрания директора НАБУ
07.02.2023
В Украине будет один орган, который будет бороться только с ОПГ — проект
в„–7 (1565), 19.02—25.02.2022
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!