Международный уголовный суд выдал ордер на арест Владимира Путина. Чем рискует российский президент? Би-би-си поговорила об этом с экспертами по международному праву из Копенгагенского университета Глебом Богушем и Кевином Йоном Хеллером.
— Как ордер на арест Путина, выданный МУС, сочетается с иммунитетом действующего президента РФ?
— С точки зрения права, никаких препятствий в самой выдаче ордера на его арест у МУС нет: страны-члены МУС обязаны исполнять ордер. И если Путин окажется на их территории, они должны передать его суду. Но юридические обязательства могут быть одни, а действия государств — другие, говорят эксперты.
Позиция МУС для таких случаев была изложена раньше в решении апелляционной палаты по делу занимавшего тогда пост президента Судана Омара аль-Башира, обвиняемого в массовых убийствах. Она заключается в том, что перед международным судом у главы государства иммунитета нет, а вопросы сотрудничества между отдельными государствами страны должны решать сами.
Но в рамках межгосударственных отношений у главы государства есть персональный иммунитет, и он означает, что его не может арестовать другое государство — пока он находится в должности и его таковым признают (Министр юстиции Германии Марко Бушман заявил Bild am Sonntag, что выполнит требование МУС, если Путин окажется в ФРГ. — Прим. «ЗиБ»).
— Если действующий глава государства приезжает в страну, у которой с одной стороны есть обязательства перед МУС, а с другой — обязательства, связанные с иммунитетом, что должны делать власти этой страны?
— Этот вопрос окончательного решения не получил. Прецедентов выдачи действующего главы государства нет, хотя ордера об их аресте МУС выписывал. Но были два случая, когда подозреваемые появлялись перед МУС добровольно — это президент и вице-президент Кении.
«Так что у Путина, как и у любого другого подозреваемого, также остается возможность добровольно явиться в суд. Это не более фантастический вариант, чем перспектива его задержания», — считает Г.Богуш.
— То есть, если Путин отправится на международный форум в страну, которая признает юрисдикцию МУС, его не арестуют?
— Это будет решать само государство.
У членов Римского статута, которые признают МУС (например, Таджикистана, есть обязательство исполнить ордер — арестовать подозреваемого и передать в суд. Но у самого МУС нет каких-либо средств заставить государство исполнить обязательства.
Риски для Путина все же существуют, потому что у страны есть обязательство исполнить ордер МУС на арест. Но, например, когда МУС более 10 лет назад выдал ордер на арест тогдашнего президента Судана Омара аль-Башира, обвиняемого в массовых убийствах, он участвовал в мероприятиях в разных государствах, некоторые из которых — участники Римского статута (в том числе в саммите Африканского союза). В итоге его никто до сих пор не арестовал.
Понятно, что и Путина тоже вряд ли арестуют, да и вряд ли он поедет сам в такую страну. Но по международному праву власти государства-члена Римского статута должны сотрудничать с МУС.
— Россия не признает МУС, так почему можно привлекать к ответственности ее представителей?
— Но ни у кого же не возникает сомнения, например, что в России можно арестовать гражданина, например, Нидерландов, обвиняемого в преступлении российскими органами, напоминает Г.Богуш.
Если такое право есть у одного государства, так могут сделать и 123 государства-члена Римского статута, которым Украина передала свою юрисдикцию, считает он.
В данном деле преступления совершены на территории Украины, Украина может судить за них. При этом Украина добровольно по собственной инициативе передала свою власть и компетенцию международному суду. Для этого не надо быть членом МУС.
— Так в чем сейчас смысл ордера МУС?
— Важность этого решения МУС не в вероятности, с которой Путин окажется на скамье подсудимых, а в символизме этого решения, говорит Хеллер.
Очевидно, что перспективы задержания Путина в ближайшее время крайне призрачные. Если он и посещает страны, то "дружественные", которые не передадут его международному суду. Но его передвижения по миру станут куда более затруднительными, чем сейчас, полагает К.Хеллер.
«Выдача ордера на арест главы государства — это смелый шаг, который будет иметь свои последствия, — уверен он. — Я думаю, что у Путина будет статус изгоя — по меньшей мере среди западных стран. Но также этот ордер может оказать влияние на готовность государств Юга вести дела с Путиным».
Справка «ЗиБ»
17 марта вторая палата досудебного разбирательства МУС выдала ордера на арест Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой (уполномоченная по правам ребенка), говорится в пресс-релизе МУС. Суд поясняет, что В.Путин и М.Львова-Белова подозреваются в незаконной депортации украинских детей согласно статьям 8(2)(a)(vii) и 8(2)(b)(viii) Римского статута.
Акция, прошедшая в Гааге 8 мая 2022 года. Фото: Getty Images.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!