«Зарубежные юристы могут составить серьезную конкуренцию нашим адвокатам»
В конце прошлого месяца Президент подал в парламент проект закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». Это событие получило широкий резонанс среди специалистов, документ сразу же начали активно обсуждать на форумах в Интернете, а на Facebook даже была создана специальная страница, посвященная этой теме. Однако, судя по комментариям, большинство адвокатов еще не имели возможности полностью ознакомиться с текстом. Вадим Фесенко — один из тех, кто входил в состав рабочей группы по вопросам реформирования прокуратуры и адвокатуры, он знает о новом проекте все и считает, что последний открывает новую эру в истории украинской адвокатуры, хотя с революционным УПК его сравнивать не стоит. Именно поэтому вопросы, которые больше всего волнуют тех, кто должен способствовать защите прав, свобод и представлять законные интересы клиентов, «ЗиБ» адресовал Вадиму Ивановичу.
«Мы уверены, что депутаты понимают актуальность данного законопроекта»
— Вадим Иванович, недавно глава государства передал в парламент проект закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», который с нетерпением ждало все адвокатское сообщество. Чем вызвана необходимость принятия данного документа?
— Прежде всего отмечу, что в течение нескольких последних лет вопросы реформирования адвокатуры постоянно были предметом широкого обсуждения среди адвокатского сообщества, юристов, научных работников, международных экспертов, представителей органов государственной власти. При этом все понимали, что действующий закон, принятый еще 20 лет назад, необходимо менять. Большинство его положений уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, вызовам, которые появились перед отечественной адвокатурой на нынешнем этапе ее развития, а также обязательствам Украины перед европейским сообществом.
Напомню, что необходимость принятия данного закона предопределена выполнением направленного на защиту статуса юридической профессии международного обязательства, которое Украина взяла на себя еще в 1995 году в связи со вступлением в Совет Европы.
В разное время разными группами авторов было разработано несколько проектов законов, некоторые из них проходили экспертизу Венецианской комиссии, в частности проект Национальной комиссии по укреплению демократии и утверждению верховенства права.
Задачей рабочей группы по вопросам реформирования прокуратуры и адвокатуры, созданной распоряжением Президента от 22.11.2011, в состав которой вошли специалисты в области права, научные работники, адвокаты, судьи, представители правоохранительных органов, была разработка такого проекта, который учел бы все предыдущие наработки, обеспечил законодательное регулирование адвокатуры на принципах гарантирования права личности на качественную правовую помощь, а также определил статус адвоката, его права и гарантии в соответствии с общепризнанными международными стандартами.
— От чего отталкивалась рабочая группа во время подготовки проекта?
— Рабочая группа учла отечественный опыт и мнение европейских экспертов, в частности заключение Европейской комиссии «За демократию через право» от 18.10.2011 относительно проекта закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности», подготовленного Национальной комиссией по укреплению демократии и утверждению верховенства права. Подавляющее большинство замечаний Венецианской комиссии в этом проекте были учтены.
Соответственно, результатом работы и стало внесение главой государства проекта закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» как безотлагательного.
Мы уверены, что народные депутаты понимают актуальность данного вопроса и он будет быстро прорабатываться в парламенте.
— Можете назвать самые, по вашему мнению, существенные, концептуальные достижения законопроекта? В чем принципиальное отличие данного документа от действующего закона?
— Основная его идея — построение качественной модели адвокатуры, принципами деятельности которой будут самое широкое самоуправление, независимость от государственных органов, законность, соблюдение защитниками профессиональных и моральных требований. Я бы выделил следующие достижения проекта:
• расширение профессиональных прав и гарантий адвокатской деятельности;
• создание независимой системы органов адвокатского самоуправления;
• создание Национальной ассоциации адвокатов;
• существенное усиление роли адвокатского запроса;
• совершенствование процедуры рассмотрения вопросов о дисциплинарной ответственности адвоката;
• допуск адвокатов иностранных государств к осуществлению адвокатской деятельности на территории Украины.
Отмечу, что принцип независимости адвокатской деятельности является ключевой идеей законопроекта, пронизывающей все его положения. В частности, запрещается любое влияние на адвоката, вмешательство в его профессиональную деятельность со стороны как органов государственной власти, так и органов адвокатского самоуправления.
Любой адвокат должен осуществлять свои профессиональные обязанности без опасений и препятствий. Поэтому в законопроекте уделено значительное внимание гарантиям адвокатской деятельности. Создание механизма, который не будет допускать вмешательства в адвокатскую деятельность, является одной из приоритетных задач данного акта.
Особое внимание отведено расширению профессиональных прав адвоката и определению их содержания, а также закреплению широких возможностей для собирания доказательств и совершения других действий, необходимых для предоставления правовой помощи.
Сочетание этих положений с идеями, заложенными в новом Уголовном процессуальном кодексе, позволит внедрить качественно новую систему правовых средств защиты человека и усовершенствует процедуру уголовного судопроизводства.
Кроме того, в законопроекте также сделан акцент на содержании адвокатской тайны и предусмотрен механизм защиты сведений, составляющих такую тайну.
— Но бывает, что права декларируются, а на самом деле эти нормы не действуют. Ведь многое зависит от людей, которые их выполняют. Предусмотрены ли в проекте механизмы, заставляющие эти нормы действовать?
— Закон действительно обеспечивает достаточно серьезные гарантии адвокатской деятельности. При этом дискуссия вокруг некоторых норм проходила достаточно сложно, в частности с представителями правоохранительных органов. И только после длительных споров удалось достичь компромисса по многим вопросам.
Приведу пример: в проекте определены особенности проведения отдельных следственных действий и мер обеспечения уголовного производства в отношении адвоката. Это касается обыска, осмотра жилья, других помещений, где он осуществляет адвокатскую деятельность, временного доступа к вещам и документам адвоката и т.п. Представители правоохранительных органов довольно активно выступали против установления такого особого порядка, ссылаясь на то, что возможны различные злоупотребления, если у адвоката есть документ или вещь, которые могут быть связаны с преступлением.
Напомню: к адвокатской тайне относится любая информация и документы, полученные адвокатом при осуществлении адвокатской деятельности, в частности такие, которые могут быть связаны с определенным преступлением. Но для того, чтобы гарантировать, что право адвоката не будет нарушено, в проекте заложено несколько крайне важных норм, которые являются европейской практикой и на которые указывают решения Европейского суда.
Во-первых, следственный судья, суд в своем решении в обязательном порядке отмечают перечень вещей, документов, которые планируется найти, обнаружить или изъять во время проведения следственного действия или применения мер обеспечения уголовного производства.
Во-вторых, во время проведения обыска или осмотра помещений, доступа к вещам и документам адвоката должен присутствовать представитель совета адвокатов региона, который имеет право задавать вопросы, подавать свои замечания и возражения относительно порядка проведения процессуальных действий.
Указанный порядок проведения процессуальных действий отвечает европейским стандартам обеспечения гарантий адвокатской деятельности, что подтверждается решениями Европейского суда по правам человека, в частности по делу «Смирнов против России» (№71362/01 от 7.06.2007. — Здесь и далее прим. ред.), «Андре и другие против Франции» (№18603/03 от 24.07.2008), «Мансевчи против Молдовы» (№33066/04 от 7.10.2008) и др.
А что мы имеем сегодня? К сожалению, примеров нарушения профессиональных прав адвокатов можно привести немало. Это и препятствование проведению следственных действий, нарушение гарантий адвокатской тайны и даже применение к адвокату физической силы.
— То есть можно сказать, что закон не только декларирует эти права, но и регламентирует процедуру, детализирует ее?
— Да, он детализирует многие процедуры. И он должен работать в комплексе с УПК, законом «О бесплатной правовой помощи», «О прокуратуре». Это обеспечивает существенное отличие того, как система работает в настоящий момент, от того, как она должна работать после введения законов в действие.
— Как вы считаете, станет ли законопроект таким же революционным документом, как новый УПК?
— УПК — это документ, который регулирует очень широкий круг правоотношений, ведь недаром его называют «второй Конституцией». Я бы сказал, что проект закона об адвокатуре является одним из элементов реформирования правовой системы. То есть речь идет об очередном шаге Президента на этом пути.
Законопроект развивает принципы, заложенные, в частности, и в УПК. Это эволюционный, а не революционный документ. Ведь проект имеет свою историю, над ним работали много лет. Только последней рабочей группе удалось закончить начатое, достичь баланса и гармонизировать проект с УПК в части гарантий, прав и обязанностей адвоката. Эти два документа — абсолютно сбалансированные, и законопроект об адвокатуре в известной мере дополняет УПК, усиливает роль защитников в судопроизводстве, увеличивает объем их прав, создает систему органов адвокатского самоуправления.
«Какие правила для себя установят адвокаты, по таким и будет функционировать вся система их самоуправления»
— Во время обсуждения проекта в Интернете выражалось мнение, якобы главная цель — «загнать адвокатов в подконтрольную организацию, чтобы таким образом получить полный контроль над уголовным процессом».
— Такие высказывания не имеют под собой никакой основы. Ведь одним из международных обязательств Украины является именно создание профессиональной ассоциации адвокатов, что отображено непосредственно в п.11 заключения №190 (1995) ПАСЕ относительно вступления Украины в Совет Европы от 26.09.95.
Для выполнения этого обязательства и предусмотрено создание Национальной ассоциации адвокатов Украины, которая объединит всех адвокатов нашей страны.
Ведь в Украине свыше 32 тыс. адвокатов. И именно они должны быть заинтересованы в функционировании такой ассоциации, которая будет представлять их интересы, способствовать повышению профессионального уровня адвокатов, защите их прав и утверждению гарантий деятельности. А вот какова будет эффективность деятельности этой ассоциации, зависит именно от адвокатов.
— Но членство в организации должно быть обязательным? Если адвокат не хочет вступать в ряды организации, может ли он сохранить свой статус и права защитника?
— Да, членство обязательно. Более того, оно приобретается автоматически. То есть со времени создания Национальной ассоциации адвокатов все действующие на тот момент адвокаты автоматически становятся ее членами. А тех, кто уже по новому закону и по новым правилам будет получать свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью, автоматически включат в состав этой ассоциации.
Благодаря новому закону наконец должен начаться реальный процесс, который сплотит всех адвокатов в единое сообщество.
— Но не создается ли таким образом определенная монополизация процесса государством?
— О какой государственной монополии может идти речь, если эта ассоциация включает исключительно адвокатов, имеет очень широкие полномочия и является одним из элементов системы адвокатского самоуправления?! Эта система построена таким образом, что влияние государственных или других органов на ее деятельность абсолютно исключено. Только от самих адвокатов зависит, как будет работать данный механизм, и каждый является его полноправным участником. Поэтому все они должны принять активное участие в его создании и последующем эффективном функционировании.
— Предложенная в проекте модель самоуправления несколько напоминает советскую — съезды, которые периодически созываются, и исполкомы при них.
— Эта модель — своего рода гарантия адвокатской независимости. Вопросы внутренней деятельности полностью передаются на рассмотрение органам адвокатского самоуправления.
Кроме того, если в настоящий момент в местных органах адвокатского самоуправления в состав квалификационно-дисциплинарных комиссий входят представители Минюста, органов местной власти, то после вступления в силу закона этого не будет, и КДКА начнут формировать исключительно из адвокатов, которых будут избирать на конференциях.
Проектом действительно предусмотрено создание самодостаточной многоуровневой системы органов адвокатского самоуправления. Причем предусмотрено два уровня: местный — конференции адвокатов и советы адвокатов региона и общеукраинский — съезд адвокатов Украины и Совет адвокатов Украины. Планируется функционирование квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры и Высшей квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры, основной задачей которых будет определение уровня профессиональной подготовки лиц, выразивших желание стать адвокатами, и решение вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов. В состав советов и комиссий будут входить только адвокаты, что должно обеспечить независимость адвокатуры от органов государственной власти и местного самоуправления.
— Как на практике будут формироваться эти органы?
— После принятия закона в очень сжатые сроки будут проведены учредительные конференции адвокатов регионов (Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя). После этого учредительный съезд адвокатов изберет председателя и двух заместителей Совета адвокатов Украины и ВКДКА, утвердит устав Национальной ассоциации адвокатов Украины. При этом прекратятся полномочия действующих КДКА и Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабмине.
В дальнейшем Совет адвокатов примет ряд документов относительно регламентации деятельности органов адвокатского самоуправления. Совет — это постоянно действующий орган, такой как и ВКДКА. В его состав входит 30 членов — по одному представителю от каждого региона (их избирают на конференции адвокатов регионов), председатель и двое заместителей, которые избираются съездом путем тайного голосования. Кстати, Совет наделен достаточно широкими полномочиями. Он будет определять правила деятельности, функционирования адвокатского самоуправления в Украине. Руководитель совета адвокатов по должности является главой НААУ.
Надеюсь, эта модель будет эффективной и действенной.
— Как будет решаться вопрос с уплатой взносов?
— Обратите внимание, что в проекте закона вопрос уплаты взносов полностью отнесен к компетенции съезда как высшего органа адвокатского самоуправления. Более того, это право, а не обязанность: как решат сами адвокаты, так и будет.
А для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью органов адвокатского самоуправления будет действовать система ревизионных комиссий адвокатов регионов и Высшая ревизионная комиссия адвокатуры.
То есть какие правила для себя установят адвокаты, по таким и будет функционировать вся система адвокатского самоуправления.
— Недавно председатель Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабмине Владимир Высоцкий распространил заявление, в котором, в частности, выразил ряд критических замечаний к проекту. Как бы вы могли его прокомментировать?
— Действительно, на сайте ВККА размещено заявление за подписью ее председателя, в котором выражается личное мнение этого должностного лица по поводу некоторых положений, отображенных в проекте закона. В частности, высказаны замечания относительно отдельных механизмов создания и функционирования органов адвокатского самоуправления и непосредственно самой адвокатской деятельности.
Создается впечатление, что некоторые функционеры от адвокатуры даже не ставили перед собой задачу детально изучить этот проект или хотя бы внимательно его прочитать.
«Принцип независимости адвокатской деятельности является ключевой идеей законопроекта».
Абсолютно уверен: это реакция на нормы закона о том, что ВККА должна предоставить отчет о своей деятельности за последние 3 года перед учредительным съездом адвокатов Украины. И данный отчет должен содержать информацию о финансовой деятельности комиссии, полученных и потраченных средствах (с указанием источников их происхождения). Это как раз и была единственная позиция в проекте закона, против которой возражало указанное должностное лицо.
Также вызывает удивление, что в заявлении говорится: формировать Национальную ассоциацию адвокатов следует на основании указа главы государства. Даже в Администрации Президента такая позиция не была воспринята. Считаем, что только адвокатский корпус должен формировать свои органы, принимать участие в их работе и осуществлять соответствующий контроль. Поэтому в проекте и предусмотрено, что Национальную ассоциацию адвокатов создает съезд адвокатов, он же утверждает ее устав и решает другие вопросы. То есть все полномочия отнесены именно к компетенции органов адвокатского самоуправления. И нужно добавить: предусмотренная проектом система органов адвокатского самоуправления, которая имеет достаточно большие полномочия, как раз и была предложена самими адвокатами.
«Мы не можем ограничивать право лица подать жалобу на деятельность адвоката»
— Как в проекте регулируется применение дисциплинарных взысканий по отношению к адвокатам?
— Вопросы о дисциплинарной ответственности адвокатов будут рассматриваться квалификационно-дисциплинарными комиссиями, в состав которых должны входить только адвокаты. Тем самым делается невозможным давление на них со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и служебных лиц. При этом дисциплинарное производство в отношении адвокатов будет осуществляться на принципах состязательности, что обеспечит его участникам равные возможности.
— В ст.36 проекта есть норма о том, что обратиться в КДКА с заявлением о привлечении адвоката к дисциплинарной ответственности могут не только клиенты и стороны в деле, но и каждый, кому известно о непорядочности защитника. Не станет ли в этом случае возможной «расправа» над неугодным адвокатом?
— Мы так не считаем. Мы не можем ограничивать право лица подать жалобу на деятельность адвоката. Но здесь предусмотрен целый защитный механизм. В законе четко сказано: «Не допускается злоупотребление правом на обращение в КДКА, в том числе инициирование вопроса ответственности адвоката без достаточных оснований и использование данного права как средства давления на адвоката в связи с осуществлением им адвокатской деятельности. Дисциплинарное дело не может быть возбуждено по заявлению, жалобе, которая не содержит сведений о наличии дисциплинарного проступка, а также при анонимном заявлении-жалобе». Процедура дает возможность рассмотреть обращение объективно и всесторонне и в случае отсутствия оснований не открывать производство. Я не думаю, что подача такого заявления может быть средством давления на адвоката, не вижу здесь никаких серьезных рисков. Например, можно провести аналогию с судьями — на них могут подавать жалобы практически все.
— В проекте предусмотрена админответственность за молчание в ответ на адвокатский запрос. Но часть законодателей не уверены, что эта мера будет действенной. Может, стоило бы придать адвокатскому запросу большую силу?
— Отныне адвокатский запрос дает намного больше возможностей для получения информации. Во-первых, обязательность предоставления ответа в установленный для этого срок — не позднее 5 дней с момента поступления такого запроса, копий документов. Во-вторых, установлена админответственность за отказ в ответе на адвокатский запрос, несвоевременное или неполное предоставление информации, предоставление информации, не соответствующей действительности.
— Но штраф в размере 850 грн. вряд ли может кого-то испугать.
— Вопрос даже не в его размере, хотя штраф 850 грн. — достаточно большой. Ведь админответственность государственного служащего может существенно повлиять на его работу и дальнейшую карьеру. Так что эту норму обеспечивает абсолютно действенный и эффективный механизм.
— Законопроект впервые допускает к работе в Украине иностранных адвокатов. Судя по обсуждениям на форумах, отечественные защитники не в восторге от этой идеи…
— Это вполне понятно, ведь зарубежные юристы могут составить серьезную конкуренцию нашим адвокатам. Но таковы рекомендации европейских экспертов. Во исполнение Совместной программы Европейского Союза и Совета Европы «Прозрачность и эффективность судебной системы Украины» (экспертное заключение относительно проекта закона «Об адвокатуре» от 13.10.2009), а также Венецианской комиссии (совместное заключение относительно проекта закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 18.10.2011) в проекте действительно предусмотрена возможность допуска адвокатов иностранных государств к осуществлению профессиональной деятельности на территории Украины.
«Любой адвокат должен осуществлять свои профессиональные обязанности без опасений и препятствий».
Рассмотрение вопросов о приобретении адвокатом-иностранцем права работать в Украине будет осуществляться квалификационно-дисциплинарной комиссией по заявлению защитника, который должен получить право заниматься такой деятельностью. Только когда иностранный адвокат полностью выполнит все предусмотренные процедуры, он получит право заниматься адвокатской деятельностью на территории Украины наравне с отечественными специалистами. И клиент сам будет определяться, кого ему нанимать, кто может более квалифицированно предоставить услуги.
«Одним из международных обязательств Украины является именно создание профессиональной ассоциации адвокатов».
Мы не видим в этом вопросе никаких рисков для отечественных адвокатов. Сейчас в нашем государстве больше 32 тыс. адвокатов, поэтому допуская иностранцев на украинский рынок, мы вряд ли каким-то образом ограничиваем отечественных специалистов.
«Основная миссия адвокатов — максимально эффективно помогать людям»
— Во время круглого стола, посвященного обсуждению ключевых положений УПК, участники приводили пример России, где адвокаты имеют право опрашивать людей. Учитывая, что с принятием нового кодекса каждое обращение в правоохранительные органы будет автоматически регистрироваться, возможно, украинские адвокаты, опрашивая свидетелей, могли бы помочь стражам порядка в установлении истины?
— Так это и предусмотрено ст.20 проекта: «Адвокаты имеют право собирать сведения о фактах, которые могут быть использованы в качестве доказательства в установленном законом порядке, спрашивать, получать, изымать вещи, документы, их копии, знакомиться с ними и опрашивать лиц с их согласия».
— Помнится, европейских экспертов волновал вопрос предоставления бесплатной правовой помощи. Ведь уровень качества предоставления такой услуги является показателем цивилизованности страны.
— Действительно, это право гарантируется государством, в частности ст.59 Конституции. На необходимость обеспечения указанного права неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда, в частности от 30.09.2009 №23-рп/2009 (дело о праве на правовую помощь), от 16.11.2000 №13-рп/2000 (дело о праве свободного выбора защитника). Это право также гарантируется международными актами, ратифицированными нашим государством, в первую очередь Международным пактом о гражданских и политических правах от 16.12.66, Конвенцией о защите прав человека и основополагающих свобод от 4.11.50 и др.
С целью обеспечения права на правовую помощь каждому лицу, независимо от его финансового или имущественного положения, в проекте предусмотрена возможность предоставления адвокатом правовой помощи за счет государства. В комплексе с новым Уголовным процессуальным кодексом и законом «О бесплатной правовой помощи» это станет надлежащей законодательной основой для защиты прав и интересов каждого гражданина.
Бесплатная правовая помощь будет предоставляться каждому в случае задержания по подозрению в совершении преступления или в случае применения административного задержания или административного ареста, что направлено на защиту основного конституционного права человека и гражданина — на свободу и личную неприкосновенность.
«Некоторые функционеры от адвокатуры даже не ставили перед собой задачу детально изучить этот проект или хотя бы внимательно его прочитать».
Для социально незащищенных категорий лиц, в частности малообеспеченных, инвалидов, детей-сирот, беспризорных детей, детей, лишенных родительской заботы, ветеранов войны, беженцев, предусмотрены также другие виды бесплатных правовых услуг: составление документов процессуального характера и представительство в гражданских, административных, хозяйственных делах, перед другими государственными органами, органами местного самоуправления и иными лицами. С целью контроля качества, полноты и своевременности предоставления адвокатами бесплатной правовой помощи предусмотрено создание советами адвокатов регионов соответствующих комиссий.
— И в завершение нашей беседы, что бы вы пожелали читателям «ЗиБ» — адвокатам?
— Я пожелал бы адвокатам предоставлять клиентам услуги на высоком профессиональном уровне и максимально эффективно помогать людям. Это и является их основной миссией и призванием! А новое законодательство в полной мере способствует этому.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 3.08 МБ)
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!