«Если с председателя спрашивают за работу суда, то нужно ему дать соответствующие полномочия»
Во время интервью председатель Харьковского апелляционного хозяйственного суда, кандидат юридических наук, заслуженный юрист Украины Василий КУХАРЬ показал себя как человек, имеющий свое мнение не только по поводу проблем третьей ветви власти, но и тех процессов, которые происходят в мире. При этом он не прячется за общими фразами, а прямо высказывает свою точку зрения.
«У нас должна быть своя схема и свое понимание жизни»
— Со вступлением в силу закона «О судоустройстве и статусе судей» прошло уже больше года, можно сделать первый и главный вывод: удалось ли добиться поставленной цели — улучшения работы судебной системы?
— Оценивая события, мы обязательно опираемся на какую-то базу, без этого нельзя. Стремясь к чему-то, человек должен определять: позволит эта база достигнуть того, чего он хочет, или нет. Например, если мы захотим установить мировой рекорд по бегу, то нужно понимать, как и куда бежать, с какой скоростью.
Один из главных факторов, которые нужно принимать в расчет, — общая экономическая ситуация в стране. В развитых государствах (Великобритания, Япония, США, Германия) производительность труда гораздо выше, чем в Украине, кроме того, есть давние традиции, вера —связующее и объединяющее начало. И, наверное, самое главное, что позволяло им двигаться вперед, — цель, и они шли к ней, не останавливаясь.
Но, на мой взгляд, не стоит слепо копировать опыт мировой практики судопроизводства, пренебрегая собственным опытом, традициями и устоявшейся правовой культурой. Реформа стала важным шагом в истории развития судебной системы, и хозяйственных судов в том числе. В июле прошлого года вступил в силу закон «О судоустройстве и статусе судей», который стал новым этапом развития судебной системы.
Ни для кого не секрет, что если судить по уровню организации работы, материально-техническому обеспечению, профессиональной подготовке судей и работников аппарата, то хозяйственные суды находятся на несколько ступеней выше, чем общие суды. А главное, что все увидели рациональное зерно в специализации и решили, что она позволяет добиться хороших результатов. Сейчас уже видно, что тогда был выбран правильный подход.
В судебной практике западных стран двойное кассационное обжалование не применяется, причем кассационное обжалование там скорее исключение из правила.
Реформа предусматривала отказ от одной из двух кассационных инстанций. Это можно было сделать двумя путями: ликвидировать высшие специализированные суды и оставить Верховный Суд, в котором создать четыре палаты, или ликвидировать как кассационную инстанцию Верховный Суд и сделать четыре специализированных суда: уголовный, гражданский, хозяйственный и административный. На первых порах хотели отказаться от высших специализированных судов, так как ВС имел больше веса, а потом, на определенном этапе, решили все-таки пойти по пути специализации. Создали Высший специализированный суд по рассмотрению гражданских и уголовных дел. Хотя, на мой взгляд, соединение «под одной крышей» таких разных категорий дел не совсем оправданно, и в этом плане принцип специализации надо бы реализовать более последовательно.
При этом нельзя забывать о главных задачах — сделать судопроизводство более доступным для людей и не допустить путаницы при разграничении юрисдикции.
«Нужно более четко определить юрисдикцию дел и уменьшить нагрузку на админсуды»
— Очень много путаницы возникает из-за распределения дел между хозяйственными и административными судами...
— До начала работы административных судов значительная часть дел рассматривалась хозяйственными судами: это споры предпринимателей с налоговыми и другими контролирующими органами, а также дела, связанные с хозяйственной деятельностью (было введено такое понятие). Например, перемещение любым субъектом товара через границу — это хозяйственная деятельность. Ведь ни пограничники, ни таможенники не применяют нормы административного законодательства. Они делают расчет и проверяют, правильно ли оценен товар, законно ли переправлен через границу.
Возьмем налоговые дела. Любой субъект хозяйствования выпускает продукцию, отчитывается о себестоимости, о том, сколько он должен уплатить налогов. Возникает вопрос: где здесь административное производство? Налоговики отслеживают, где предприниматель взял товар, сколько вложил в его производство, сколько составляют зарплата и накладные расходы, по какой цене товар продан, какая получена прибыль и сколько нужно уплатить налогов. Где здесь административные действия, разве они создают новый документ, который носит административный характер? Налоговые органы согласно действующим законам выполняют свою работу: считают себестоимость, прибыль и сумму налогов.
Со всеми этими категориями дел работали хозяйственные суды, почему эти дела у них забрали — сложно сказать. Теперь админсуды перегружены делами, что, конечно же, приводит к затягиванию сроков их рассмотрения. Я убежден, что 30—40% дел, рассматриваемых в административных судах и связанных с хозяйственной деятельностью, нужно передать в хозсуды, 20% — передать в общие суды, и только споры, связанные с защитой интересов лиц в публично-правовых отношениях от нарушений со стороны субъектов властных полномочий, должны рассматривать «административники».
— Вы были против создания админсудов?
— Нет, я не был против. Я считаю, что в судебной системе нужно более четко определить юрисдикцию дел и уменьшить нагрузку на админсуды, забрав у них все хозяйственные споры. Админсудам следует оставить только те споры, которые соответствуют сути их деятельности, — все, что связано с выборами и обжалованием административных актов, касающихся частных лиц.
— Больше всего дискуссий ведется вокруг распределения дел по земельным спорам. Какова ваша позиция в этом вопросе?
— Административные суды озвучили свою позицию: есть публичные споры, и это, мол, наша юрисдикция. Однако же, на мой взгляд, не все так просто. Отправная точка для определения компетенции админсудов должна быть такой: обжалованию в административном суде подлежат нормативные акты административных органов или их должностных лиц. Допустим, налоговая служба издала акт, в котором говорится, что с такой-то категории лиц нужно взыскать определенную сумму. То есть налоговая служба издала акт, и он может быть обжалован в админсуде.
С другой стороны, есть закон, который гласит, что хозяйственная деятельность облагается НДС по ставке 20%. Когда на предприятие приходит проверка, налоговая считает, какой объем производства, какова добавленная стоимость и сколько должно быть уплачено налога. В этом случае административных отношений нет, потому что производятся арифметические расчеты и осуществляется анализ хозяйственной деятельности. То же касается и таможенных, и земельных споров. Эти категории дел хозяйственные суды всегда слушали в четко определенные сроки, без волокиты.
Председатель Высшего хозяйственного суда Виктор Татьков высказал верную мысль: если в исках речь идет о регулировании хозяйственных отношений, они должны рассматриваться хозяйственными судами. Это уменьшит нагрузку на админсуды и выведет их работу из «аврального» режима, причем хозяйственным судам не нужно будет ни расширять штат, ни выделять дополнительные средства.
«Дела должны распределяться компьютером, это не только правильно, это жизнь»
— Одна из ключевых проблем судебной системы — сроки рассмотрения дел. Законодательство существенно уменьшило их. Удается ли судьям справляться с новыми требованиями?
— Сейчас мы стремимся к тому, чтобы все суды работали в соответствии с действующим законодательством. Это значит, что они должны четко в срок рассматривать те дела, которые к ним поступают. Если они этого не делают, то эффективность решения суда уменьшается в несколько раз. Если у вас что-то болит, то помощь вам нужна немедленно. А если процесс затягивается, болезнь становится хронической, на определенном этапе вылечить вас уже невозможно. В судопроизводстве то же самое: человек обращается в суд за защитой, так как, например, не может проголосовать или получить землю из-за бездействия местной власти или у него незаконно отняли жилье. Дела должны рассматриваться в разумные сроки, которые установлены процессуальным законодательством. В хозяйственных судах это 2 месяца. Согласно статистике в хозяйственных судах практически не нарушаются сроки рассмотрения дел. Если законодатель установил жесткие сроки, то нужен и механизм их соблюдения. А если принятие решения затягивается на год, то оно теряет смысл: землю уже обрабатывают, дом перепродают…
— В свое время немало нареканий вызывала автоматизированная система распределения дел. Как она функционирует сейчас, недостатки уже устранены?
— Что касается автоматического распределения дел, то тут изменения уже произошли. Необходимость введения такой системы в органах судебной власти Украины подтверждается эффективностью функционирования подобных автоматизированных систем во многих развитых европейских странах, хотя, естественно, есть и недостатки. И то, что законодатель определил, что в судах дела должны распределяться компьютером, не только правильно, это жизнь. Мы эту практику ввели у себя за год с лишним до того, как был принят данный закон: использовали отдельную компьютерную программу, которая фиксировала поступающие дела и распределяла их. Мы сделали это по собственной инициативе. Я так думаю, что из всех судов в Украине наш суд является наиболее прогрессивным с точки зрения технических вопросов, работы с коллективом суда и с его аппаратом.
— После введения автоматизированной системы распределения дел вы отказались от использования собственной? Каковы впечатления от новой?
— Сейчас используется только одна автоматизированная система распределения дел — общегосударственная, которая курируется Государственной судебной администрацией. В ней очень много недоработок, что порождает немало проблем. Существенным недостатком является то, что программа не обеспечивает выполнения одного из важных принципов —очередности и арифметической равномерности при автоматическом распределении дел для каждого судьи. Например, одному судье может быть распределено 40 дел, а другому — 2. Объяснить, почему так работает система, нам не могут.
Государственная судебная администрация хочет переложить ответственность на председателей судов, чтобы они официально заключили договоры с киевской фирмой, разработавшей систему. Согласно этим договорам фирма будет отвечать за работу системы. Я отказываюсь подписывать такой договор и платить деньги киевской структуре за информационное обеспечение, так как законодатель указал, что это должны делать централизованно, и я как председатель к этому отношения не имею. Если закон будет изменен, я подпишу договор.
«Судьи должны быть высококвалифицированными, так как имеют дело с подготовленными юристами»
— Харьковский регион — один из промышленных центров страны. Естественно, что нагрузка на судей в нем — одна из самых больших в Украине. Вместе с тем в хозяйственных судах Харьковской и Полтавской областей одни из лучших показателей качества работы в стране. В чем секрет эффективной работы хозяйственных судов Харьковского апелляционного округа?
— Юрисдикция нашего суда распространяется на Сумскую, Полтавскую и Харьковскую области. Наш суд направляет в местные хозяйственные суды методические рекомендации по повышению уровня профессиональной компетентности судей и работников суда с использованием интерактивных кейс-технологий. На базе нашего суда каждый месяц проводятся занятия в системе усовершенствования профессиональной подготовки для судей и работников аппарата хозяйственных судов Харьковской, Полтавской и Сумской областей. В занятиях также участвуют ученые Национального университета «Юридическая академия Украины им. Ярослава Мудрого» и судьи Высшего хозяйственного суда.
Дела, которые у нас рассматриваются, довольно сложные, интересы сторон в суде отстаивают грамотные и опытные юристы, поэтому судьи должны быть истинными профессионалами, что достигается, безусловно, с опытом, а также путем ежедневного самосовершенствования.
Важную роль в процессе судопроизводства играют и работники аппарата. Во всем мире помощник судьи — это высокооплачиваемая, престижная должность. Помощник судьи готовит проекты решений и приговоров по делам, которые слушаются в суде.
Украина постепенно движется к этой прогрессивной мировой практике, ведь, когда я только пришел работать судьей, кроме ручки и бумаги, ничего не было. На трех-четырех судей была одна печатная машинка, на которой печатали приговоры. Все делал секретарь суда: вел протоколы судебного заседания, отправлял повестки, документы и т.д.
С появлением информационных технологий мы имеем общедоступную базу Единого государственного реестра судебных решений, можем ознакомиться с практикой любого суда, проследить все изменения, которые вносятся в законодательную базу. И понятно, что, когда помощник готовит дело, он должен ознакомиться с судебной практикой с учетом специализации (у нас в суде работают три специализированные судебные палаты по рассмотрению определенных категорий дел).
— Значит, секрет успеха — в эффективной работе с кадрами?
— За один день такая работа результатов не даст, но мы ведем ее постоянно. На базе нашего суда организована стажировка судей хозяйственных судов. Повышением квалификации судей первой инстанции занимается мой заместитель —Владимир Афанасьев. Для каждого судьи составляется индивидуальный график прохождения стажировки. Анализируются все отмененные решения судьи, который проходит стажировку. То есть график — индивидуальный, и работа ведется постоянная. Ведь если только ужесточать требования, не помогая при этом судьям повысить свой профессиональный уровень, результата не будет.
— Существование специализации существенно упрощает работу?
— К примеру, мы говорим: доктор. Но это понятие очень условно. Есть терапевты, хирурги, стоматологи и т.д., и сказать, что любой врач может оказать вам помощь, — это ошибка. Потому что, даже имея хорошие базовые знания, нужно быть специалистом в какой-то конкретной области. Точно так же и в суде. Например, сфера железнодорожных перевозок. Для того чтобы разместить все приказы и нормативные документы, регулирующие эти отношения, не хватит всего здания суда. Ведь по железной дороге можно везти руду, песок, цемент, горючие материалы, взрывчатые вещества — одним словом, разные грузы. И каждый из них имеет свой срок хранения, для каждого предусмотрен определенный размер штрафных санкций в случае нарушения, а также условия перевозок. Для того, чтобы человек в этом ориентировался, он должен постоянно заниматься подобными делами. Дела о банкротстве — тоже отдельная специализация.
— Дела о банкротстве в вашем суде рассматривает отдельная палата?
— Конечно. Но нужно учесть, что судебных палат у нас три, а специализаций в целом не один десяток. Есть крупные разделы, например перевозок, неустоек, вопросы по различным финансовым операциям, по банкам. Но если взять коммунальные платежи, то там тоже есть специализация по делам, связанным с газо-, энерго- и водообеспечением.
«Любой судья должен иметь такое благосостояние, чтобы у него не было головной боли, на что ему жить»
— Традиционная проблема судебной системы — материальное обеспечение. На ваш взгляд, сейчас судьи получают достойное материальное вознаграждение?
— Любой судья должен иметь такое благосостояние, чтобы у него не было головной боли по поводу того, на что ему жить. В любой стране независимость судей и их статус регулируются прежде всего экономическим фактором.
Конечно, нужны стабильность и доверие, чтобы суд работал четко, эффективно и прозрачно, чтобы люди доверяли ему.
В СМИ «проскакивает» информация насчет фактов коррупции среди судей. Да, к сожалению, в Украине, как и во всем мире, случается, что человек, облеченный этим высоким статусом, оказывается недостоин его и при этом бросает тень на всю систему. В результате честным судьям, работающим не за страх, а за совесть, приходится выслушивать насмешки и разного рода «подколки» вроде: «Ну как там у вас — «колядуют»?». Конечно же, это очень больно и несправедливо.
Считаю, что если мы предъявляем высокие требования к судьям, то хотелось бы довести материальное обеспечение судов и судей до такого уровня, чтобы можно было предъявлять претензии с чистой совестью.
Какова зарплата судьи, хватает ли денег, чтобы нормально жить и нормально содержать семью? Я считаю, что при формировании заработной платы судьи нужно учитывать его профессиональные заслуги. В прошлом году приняли новый закон, отменяющий надбавки к зарплатам. В результате многие судьи, в частности и у нас 6 человек, вышли в отставку. Среди них — несколько человек в возрасте 55 лет, замечательные работники, настоящие профессионалы. Ведь в этом возрасте судья, как правило, приобретает большой опыт, у него нет перегибов в работе, он может найти золотую середину в процессе принятия решения.
Есть еще один момент. Выходя в отставку, судьи в зависимости от стажа работы должны получать так называемые отставочные выплаты. Люди, которые вышли в отставку в прошлом году, этих сумм еще не получили, ведь у нас просто нет денег.
Есть и другие проблемы. У нас работал судья, который стал инвалидом II группы и не мог продолжать работать по состоянию здоровья. Проблема была в том, как его увольнять. В законе прямо не написано, что, если судья становится инвалидом, он не может дальше работать. Закон выполняет, так сказать, защитную функцию, но очевидно, что судье нужно было уйти с работы.
Если бы он вышел в отставку в прошлом году, то получал бы пожизненное содержание, как было положено по старому закону. Но он ушел в отставку в феврале 2011-го. И Верховная Рада в соответствующем постановлении указала: отправить в отставку в связи с болезнью. Документы пришли в Пенсионный фонд, где сказали, что по возрасту ему пенсию начислить не могут, так как он еще молод. По инвалидности могут, но в выплате пожизненного содержания отказали. И вот человек находится 10 месяцев дома и не получает ни копейки ни как судья, вышедший в отставку, ни как инвалид.
Почему кто-то имеет право игнорировать решение парламента?! Если кто-то считает постановление ВР незаконным —обжалуйте его в суде, но не игнорируйте, оставляя человека без средств к существованию!
— Многие суды сталкиваются с проблемой отсутствия нормальных условий работы: не хватает кабинетов, необходим капитальный ремонт. Как обстоят дела у вас?
— Действительно, большое значение имеет материально-техническое обеспечение судов, особенно — состояние помещений, которых свершается коснуться. Это тема, в которой стоит поговорить отдельно. Я считаю, что в обществе невозможно достичь уважения к закону, если место, где вершится правосудие, будет диссонировать с той целью, которая поставлена перед судом. Мы строим новое здание Храма правосудия в Харькове на пр-т Правды. И он будет показательным для Украины — не в смысле помпезности и вычурности, а в смысле создания достойных, можно сказать, идеальных условий для слушания дел. У нас сейчас в суде работают 13 коллегий, и для нормальной работы необходимо 10 автономных залов судебных заседаний. Зал может быть и небольшим, но оборудованным специальными средствами звукозаписи. Еще один новаторский шаг — кабинеты для работников суда, рассчитанные на 15—20 человек и оборудованные стеклянными перегородками. Это сделает прозрачной работу аппарата суда и позволит усилить контроль над соблюдением трудовой дисциплины.
— Как продвигается строительство нового здания?
— Думаю, что новоселье по месту «постоянной прописки» отпразднуем уже в следующем году. Нашему суду было выделено полуразрушенное здание в полтора этажа. Его реконструировали и достроили. Постарались сохранить внешний вид здания: по задумке архитекторов, оно выдержано в стиле дозированного монументализма.
— Здание строилось долго из-за нехватки средств?
— Конечно, темпы проведения строительных работ зависели от поступления бюджетных средств. Но я оптимист, и, несмотря на недостаточное и несвоевременное финансирование строительства, мы приложили максимум усилий, чтобы в ближайшем будущем новое здание суда было сдано в эксплуатацию и правосудие осуществлялось в достойных условиях.
«Боятся сбора только те, кто не уверен в своей правоте, и им не стоит идти в суд»
— Вступил в силу закон «О судебном сборе». Что нового он привнесет в работу суда?
— Еще лет 10 назад я говорил, что мы взвалили на наше государство непосильное бремя. Во всем мире судебные пошлины высоки. И в годы СССР пошлина в 5—10% от суммы иска в имущественных спорах была нормальной. Размеры пошлин не менялись со времени обретения Украиной независимости, поэтому суммы пошлин получились мизерными: предъявляют в суд иски на сотни миллионов, а платят пошлину в 3—4 тыс. грн. Иначе как издевательство я это не расцениваю. Если сторона предъявляет такой иск, она должна взвесить свои шансы. А если предстоит уплатить 5% от суммы иска, то сторона, может быть, и не станет его предъявлять, ведь если в иске откажут, то и деньги не вернут.
Боятся пошлины или судебного сбора только те, кто не уверен в своей правоте, и им не стоит идти в суд. Любая предпринимательская деятельность предполагает риски, и в этом нет ничего необычного. А пошлины даже в новом законе, на мой взгляд, занижены. Согласно внесенному нами предложению пошлины должны были составить 5%, но его не приняли, тогда как 1—2% недостаточно, чтобы компенсировать затраты на судопроизводство.
Пошлину должны платить все субъекты, которые спорят в суде, а мы живем еще как в социалистические времена. Говорим: налоговая не должна платить, прокурор не должен. Между тем на Западе нет подобных исключений, есть понятие «сторона по делу». Мы тоже должны уже осознать, что стороны имеют одинаковые права и несут одинаковую ответственность за свои действия (в частности материальные потери в случае необоснованного иска).
— То есть изменений недостаточно?
— В прессе неоднократно высказывалась мысль, что увеличение сборов должно улучшить финансовое положение судов.
Но я считаю, что суды не должны зависеть от сборов. Ведь если суды поставить в зависимость от сумм собираемых средств, то любой субъект, который придет в суд, сможет сказать: «Ведите себя прилично, так как вы на уплаченный мною сбор живете». Но ведь платежи идут в госбюджет, и из госбюджета суду выделят средства. А сколько поступит, я не знаю. О результатах нововведения можно будет говорить через год. Но, думаю, мнение о том, что наступят кардинальные изменения — неправильное.
«Сегодня от председателя в суде зависит очень многое»
— После судебной реформы вы как председатель были лишены ряда полномочий. Это мешает выполнять поставленные задачи?
— Нет. Законом «О судоустройстве и статусе судей» определенные функции организационного характера переданы аппарату суда. Но председатель суда осуществляет контролирующие функции —такова мировая практика на сегодня. Я считаю, что человек, который находится на административной должности, должен сконцентрировать свои усилия на усовершенствовании качества и эффективности правосудия. И сегодня от председателя суда зависят и трудовая дисциплина, и подготовка кадров, и повышение квалификации судей, и изучение судебной практики, и информационно-аналитическое обеспечение судов, а также единство, сплоченность коллектива. И я думаю, что если председатель несет ответственность за работу суда в целом, то ему нужны соответствующие полномочия, и они у него есть.
— Для истца добиться справедливого судебного решения — только половина дела. Важно, чтобы решение было исполнено. В прошлом году вы говорили о том, что исполняется чуть больше половины вердиктов. Сейчас ситуация меняется. Что нужно сделать для совершенствования соответствующих механизмов?
— Принимая участие в съездах судей Украины, я всегда поднимаю вопрос об исполнении судебных решений. Главная проблема состоит в том, что в нашем государстве только 54% вынесенных судами решений исполняются, а остальные 46% не имеют такой перспективы. Когда сторона по делу получит на руки судебное решение, вынесенное именем Украины, это еще не значит, что она наконец вернет свое имущество, деньги или восстановит свои права. Закон будет действовать только тогда, когда его будут выполнять. Нужно коренным образом менять механизм исполнения решений.
— Ситуация улучшается?
— Пока нет.
«Самые сложные времена у нас были 2—3 года назад, когда многие частные предприниматели стали объявлять себя банкротами»
— Хозяйственные суды держат руку на пульсе экономики страны. Изменилось ли количество дел после начала финансового кризиса, из-за каких проблем люди стали обращаться чаще?
— Давайте рассмотрим, что такое кризис и как это проявляется в нашей стране. Когда в банке берут кредит, то обязаны его вернуть. Банк не имеет своих денег, это средства людей, которые открыли там депозиты. Поэтому независимо от того, что много недовольных, что мы получаем отрицательные эмоции и угрозы, стараемся поддерживать банковскую систему.
Допустим, человек взял кредит, заплатил фирме, которая строит дом. Фирма разорилась, у человека тоже нет денег, чтобы продолжить строительство. Банк забирает эту постройку. Человек не согласен с таким решением, но это не проблема суда, а проблема того, кто не рассчитал свои силы.
Самые сложные времена у нас были 2—3 года назад, когда многие частные предприниматели стали объявлять себя банкротами, чтобы не платить долги. Мы пытаемся восстановить справедливость. Приходят люди и говорят, что у них что-то отнимают. Но ведь нужно вернуть средства и тем, кто положил деньги в банк.
Подобных дел стало меньше еще и потому, что сейчас меньше дают кредитов. Если 5 лет назад кредиты мог взять любой гражданин в любом количестве, то сейчас кредитование ограничено, поэтому стало меньше конфликтных ситуаций.
— Много ли предприятий обанкротилось из-за падения объемов производства и по другим подобным причинам?
— Достаточное количество. Но нужно учесть и то, с чего мы начали разговор. Должно быть чувство чести, ответственности за свои поступки. А у нас, к несчастью, большинство предпринимателей не открывают фирмы на себя. Бывает, приходит к нам инвалид и просит признать его банкротом, а сам при этом еле передвигается. Выясняется, что он не предприниматель, а просто дал кому-то паспорт, подписал какие-то бумаги и больше ничего не знает. В таком случае можно только посоветовать: никому не давайте свои документы и ничего бездумно не подписывайте. Если человеку заплатили $200, взяли его паспорт и потом оформили по нему кредит, то это уже проблемы самого гражданина.
«Затягивать на год назначение судей недопустимо»
— Сейчас ВККС активно занимается отбором новых судей. Как вы оцениваете ее работу?
— Существующая практика назначения судей еще не изучена, и неизвестно, хорошо будет или плохо. Но затягивать на год назначение судей недопустимо. Если есть 40 судей, а не хватает 7, то работать можно. Но если есть районные суды, где должно быть 3 судьи, а из них 2 не назначены, то как одному работать? Если судья заболел или что-то случилось — осуществление правосудия остановилось. А схема должна быть такой, чтобы можно было назначить судью в течение 3 месяцев. В этом плане систему назначения судей необходимо совершенствовать.
А кто придет к нам по новым правилам, мы еще не видели. Пока только ждем.
— Кто из работников суда участвовал в конкурсе?
— Я не знаю точно, кто участвовал в конкурсе. Мы за этим не следим и не должны следить. Вот вы у меня работаете, скажем, помощником или секретарем. Заявление подали, например, в вуз и ждете результата. Никто же не обязан уведомлять начальника о том, что подал документы. Мы узнаем об этом по результатам конкурса.
«Я занимаюсь делом, которое очень значимо для государства»
— До 1987 года вы работали во Фрунзенском райсуде, затем — на разных должностях, а с июля 2002 г. — в апелляционном хозяйственном суде. Вы свое призвание работать в судебной системе определили давно?
— Какое-то время я работал корреспондентом в газете и после этого закончил стационар Харьковского юридического института, на факультете журналистики учился заочно. Мне предложили идти в прокуратуру, но я выбрал суд. Всегда занимался интересным для меня делом. Ведь только в этом случае можно получить хорошие результаты.
Когда произошла авария на Чернобыльской АЭС, я был включен в группу юристов, которые занимались вопросами переселения людей в пос. Вильча Волчанского района Харьковской области. Там строился поселок, и то ли я проявил активность, то ли чем-то другим понравился Александру Масельскому, но он предложил мне возглавить строительное предприятие. Я согласился и 10 лет занимался строительством. Я благодарен А.Масельскому за такой поворот судьбы. Работать судьей я начинал в общих судах, а потом мне предложили пойти в хозяйственный суд, так как я знаю хозяйственную деятельность изнутри, легко в ней ориентируюсь. Я считаю, что занимаюсь делом, которое люблю и которое очень значимо для государства.
— А как отдыхают судьи? Как вы отдыхаете?
— Я отдыхаю каждую неделю у матери в Печенегах. Мы выезжаем туда нашей большой семьей — к речке, в лес. Играем в теннис, волейбол, занимаемся ходьбой и бегом — активный отдых нравится мне и моей семье.
Жена поднимается в полшестого, потом поднимает меня, и в 6 часов мы уже выходим бегать — по 5—6 км трусцой, причем в любую погоду. И я считаю, что бег заряжает бодростью на целый день.
— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам?
— Хочу пожелать судьям стабильности и здоровья, семейного благополучия, поскольку без этого ни один человек не может нормально работать. Я хотел бы, чтобы все наши начатые проекты были доведены до конца, а работа приносила только радость и чувство духовного роста.
Весь номер в формате PDF
(pdf, 2.58 МБ)

Материалы по теме
Комментарии
Будівля зводилася довго через брак коштів?