На любой стадии судебного процесса в случае, если суд приходит к выводу, что закон или иной правовой акт противоречит Конституции, он не применяет их, в том числе и к правоотношениям, возникшим до принятия решения КС, которым положения закона признаны неконституционными,
Такой вывод сделала судебная палата по рассмотрению дел по защите социальных прав Кассационного административного суда, пересматривая дело №240/19209/21, сообщает «Закон и Бизнес».
По этому делу истец обжаловал решение комиссии Минобороны по рассмотрению вопросов, связанных с назначением и выплатой единовременного пособия и компенсационных сумм.
Суды предыдущих инстанций пришли к выводу, что истец не имеет права на получение единовременного пособия в большем размере.
КАС решался, в частности, вопрос о применении положений ч.4 ст.7 КАС к положениям п.4 ст.163 закона «О социальной и правовой защите военнослужащих и их семей» №2011-ХІІ, которые по решению КС от 6.04.2022 №1-р(II)/2022 признаны неконституционными, к правоотношениям, возникшим до принятия этого решение.
Суд кассационной инстанции отметил, что суды должны применять процессуальный механизм, предусмотренный ч.4 ст.7 КАС, в том числе и в случае, когда Конституционным Судом сформулирована юридическая позиция относительно положения закона, которое подлежало применению на время возникновения соответствующих правоотношений.
Поэтому установленные п.4 ст.163 закона № 2011-XII ограничения по выплате единовременного денежного пособия в большем размере при условии установления высшей группы инвалидности (или большего процента потери трудоспособности) лишь в течение двух лет противоречат Конституции, а потому для разрешения этого спора подлежит применению ч.1 ст.46 Конституции во взаимосвязи с ч.5 ст.17 как нормы прямого действия на основе юридической позиции КС, сформулированной в решении №1-р(II)/2022.
Кроме этого дела в обзор практики КАС за декабрь 2024 года включены ряд других. В частности, относительно:
наличия у полицейских календарной выслуги лет как условия для назначения пенсии за выслугу лет в соответствии с законом «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы и некоторых других лиц»;
применение ст.54 закона «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» с учетом решения КС от 7.04.2021 №1-р(ІІ)/2021 при начислении пенсии;
суммы дополнительного вознаграждения, которое включается в справку военнослужащего о размерах ежемесячных дополнительных видов денежного довольствия (надбавок, доплат, повышений) и премии для исчисления пенсии;
выплаты среднего заработка за время задержки расчета при увольнении работника в правоотношениях, урегулированных нормами ст.117 КЗоТ в редакции от 1.07.2022;
условий выплаты единовременного пособия при увольнении с военной службы.

Чтобы не пропустить новости судебной практики, подписуйтесь на Телеграм-канал «ЗиБ». Для этого кликните на изображение.
Материалы по теме
Как расчитывать размер пособия военному, которому второй раз установлена инвалидность — ВС
03.10.2025
Легализация пребывания иностранцев в Украине и защита от принудительного возвращения — обзор КАС
30.09.2025
Обязан ли кандидат декларировать имущество членов семьи, о котором он неосведомлен — БП ВС
12.09.2025
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!