Авторы законодательной инициативы формально подошли к имплементации механизма гражданской защиты ЕС в национальное законодательство. В частности, требует усовершенствования терминология, процедурные моменты и обмен данными.
Об этом сообщает «Закон и Бизнес» со ссылкой на НААУ.
Такой вывод сделали в Комитете Национальной ассоциации адвокатов Украины по вопросам аграрного, земельного права и права окружающей среды по итогам анализа проекта закона №11345 от 17.06.2024 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, формированию фонда защитных сооружений гражданской защиты, созданию классов и центров безопасности».
Необходимость изменений обосновывается потребностью усовершенствования Кодекса гражданской защиты с учетом мирового опыта в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опыта, полученного в условиях вооруженной агрессии рф. Также обращается внимание на то, что законом от 08.11.2023 №3434-IX ратифицировано Соглашение с ЕС по участию Украины в Механизме гражданской защиты Союза.
С учетом этого проект закона в частности предлагает:
- определение национального координатора участия Украины в Механизме, а также порядка оказания помощи в его рамках;
- определение полномочий органов местного самоуправления по созданию центров безопасности;
- предоставление Правительству полномочий по нормированию функционирования общегосударственной автоматизированной системы централизованного оповещения об угрозе возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций;
- детализацию норм законодательства о создании фонда защитных сооружений гражданской защиты;
- цифровизацию процесса аттестации аварийно-спасательных служб и спасателей;
- уточнение перечня мер реагирования, подлежащих применению при допущении субъектами хозяйствования нарушений установленных требований в сфере пожарной и техногенной безопасности;
- уточнение порядка подготовки, переподготовки и повышения квалификации органов управления и сил гражданской защиты.
В комитете НААУ обратили внимание, что необходимо внести дополнительные изменения в Кодекс гражданской защиты и расширить терминологический словарь в соответствии с Решением № 1313/2013/ЕС Европейского Парламента и Совета от 17.12.2013 о Механизме гражданской защиты Союза. В частности, необходимо предоставить содержание определениям «беда», «реагирование», «готовность», «предотвращение», «раннее предупреждение», «модуль», «оценка рисков», «способность управления рисками», «способность реагирования» и «материально-техническая поддержка».
Также проект в его предложенной редакции не учитывает такие аспекты Механизма Союза, как защита людей, окружающей среды и имущества, включая культурное наследие. В частности, в проекте детализируются полномочия компетентных органов только по усовершенствованию управления рисками затопления. Однако не проведено параллелей и не учтено, что именно стратегическая экологическая оценка и оценка влияния на окружающую среду призваны выявить риски потенциальных бедствий и планировать меры по предотвращению или готовности, независимо от источника их возникновения естественного или техногенного, социального или военного характера. Несмотря на достаточно разветвленное законодательство по охране культурного наследия, 33 года независимости свидетельствуют о бездействии профильных органов контроля и упадке памятников культуры из-за неблагоприятных погодных условий.
Изменения в Кодекс гражданской защиты по аттестации профильных работников не учитывают обязанности сделать знания о катастрофах общедоступными и формировании большого круга общественности, которые при необходимости знают, как реагировать и действовать в тех или иных ситуациях, и, главное, обладают для этого надлежащей материально-технической базой
Без внимания осталась защита людей, поскольку требует взаимодействия ГСЧС с органами Госпродпотребслужбы (санитарное и ветеринарное законодательство), Государственной экологической инспекцией, центрами общественного здоровья. Ведь именно предупреждение ухудшения здоровья людей является составляющей экологической безопасности, которая входит в гражданскую безопасность. А рискам в действующем Кодексе гражданской защиты посвящен только вопрос пожаров.
Учитывая вышеприведенное НААУ, считает, что законопроект №11345 требует существенной доработки во время его подготовки ко второму чтению.
Полный текст замечаний и предложений можно просмотреть по ссылке.
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!