Информация о введенной для юридических лиц административной ответственности и штрафах за нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации не в полной мере соответствует действительности.
Об этом в комментарии изданию «Закон и Бизнес» заявил советник «DGRAVITY LEGAL» Никита Зиновьев, комментируя распространенную многими медиа информацию в связи с принятием 9.05.2024 закона «О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины об усилении ответственности за военные правонарушения».
Напомним, этим законом (принят на базе проекта №10379) ст. 2101 («Нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации») КоАП изложена в новой редакции. Помимо существенного увеличения санкций также изменена редакция в отношении субъектов правонарушения.
Так, сейчас штрафы налагаются на граждан от 100 до 200 необлагаемых налогом минимумов доходов и на должностных лиц — от 200 до 300 н.м.д.г.
В случае подписания закона Президентом диспозиция и санкция ст.2101 будут выглядеть таким образом:
«Нарушения законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации –
влечет наложение штрафа на граждан от трехсот до пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан и на должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и общественных объединений — от одной тысячи до одной тысячи пятисот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан».
Такое уточнение редакции нормы КоАП отдельные СМИ представили как введение административной ответственности для юридических лиц.
«На самом деле КоАП, его процедурные нормы вообще не предусматривают возможности привлечения юридических лиц к ответственности, — пояснил Н.Зиновьев. — Конструкция нормы построена таким образом, что по-прежнему речь идет только о должностных лицах. Законодатель лишь уточнил, что санкция может налагаться как на должностных лиц органов государственной власти или органов местного самоуправления, так и должностных лиц юридических лиц и общественных объединений».
Чтобы объяснить, о ком именно идет речь, юрист сослался на ч.3 ст.65 Хозяйственного кодекса, согласно которой руководитель предприятия (единоличный исполнительный орган), главный бухгалтер, председатель и члены наблюдательного совета (в случае его образования), председатель и члены коллегиального исполнительного органа предприятия являются должностными лицами такого предприятия. Уставом предприятия должностными лицами предприятия могут быть признаны и другие лица. Должностные лица предприятия обязаны перед предприятием, предусмотренные законом, в частности относительно надлежащего, добросовестного и эффективного управления предприятием (фидуциарные обязанности). В части понимания перечня должностных лиц публичного права он также посоветовал ориентироваться на соответствующие разъяснения НАПК.
«Понятно, что именно так должна толковаться новая редакция ст.2101 КоАП. Но, учитывая уровень юридической осведомленности и правосознания украинских чиновников, нельзя исключать попыток искаженного применения ответственности, в частности, и предприятий. Впрочем, по украинским традициям суды впоследствии должны расставить все на свои места», — резюмировал Н.Зиновьев.

.
Материалы по теме
Комментарии
К статье не оставили пока что ни одного комментария. Напишите свой — и будете первым!